4 дьявольских образа Джека Николсона
В день рождения Джека Николсона мы вспоминаем его главные злодейские роли
Самый главный и неоспоримый талант Джека — умение вживаться в свои роли, достигая таким образом абсолютнейшего перевоплощения. И не важно, в триллере он снимается или в комедии, его отношение к материалу абсолютно одинаковое. Когда-то сыграв в нескольких, ныне культовых фильмах, для многих режиссёров Николсон превратился в настоящего дьявола — человека, способного исполнить злодейскую партию настолько убедительно, насколько это вообще возможно. Вспомните хотя бы «Сияние» Кубрика, в основу которого легла книга Стивена Кинга. Достаточно будет уделить всего пять минут и посмотреть лишь одну сцену, где герой Николсона с нескрываемым удовольствием ломает дверь топором. Его лицо — одна большая жуть. При всей симпатичности Джека Николсона, стоило ему улыбнуться или чуточку поскалить зубы — перед зрителем представал натуральный псих. За счёт этого, кстати, он множество раз получал свои роли.
«Иствикские ведьмы»
Это — чёрная комедия. Жанр несколько отличается от других фильмов, принёсших Николсону известность, однако он действительно очень органично вписался в предложенные режиссёром обстоятельства. Дьявол в его версии — это кнут и пряник в одном лице. Причём, кнут был при нём всегда, а пряник появлялся в тот момент, когда Николсон корчил стандартную для него гримасу. Казалось бы, ничего удивительного в этом всём нет, но при втором появлении актёра на экране ты не сомневаешься, что настоящий дьявол выглядит именно так. Если проводить параллели с чем-то схожим по жанру, то, например, в небезызвестном сериале «Сверхъестественное» персонаж по имени Кроули (Марк Шепард) — практически близнец Николсона. Дело в том, что Эрик Крипке (автор сериала) не пугается экспериментировать… и заимствовать. Что, в общем и целом, не зазорно. Режиссёр Джордж Миллер первоначально на роль Дэрила Ван Хорна рассматривал другую кандидатуру. Он считал, что роль дьявола вполне мог бы воплотить на экране Билл Мюррей. Однако он оказался чрезмерно мягким. Личное мнение в одном предложении: Николсон — мастер своего дела, способный создать персонажа с нуля таким, каким его с первого взгляда полюбят зрители.
«Отступники»
Образ Джека Николсона в этом фильме — добродушный мафиози. Очередное противоречие внутри одного единственного человека. Николсону снова досталась роль двойственная и, быть может, несуразная, однако это то самое, чего от него ждали зрители. Мягкий характер помогает его герою завоёвывать доверие, а сущность психопата добавляет определённую изюминку к образу. Его уважают, боятся и любят. Ещё одно оружие Николсона — его голос. Речь, конечно, об оригинальном, настоящем голосе актёра, а не о дублированном варианте. Николсон концентрируется на персонаже, погружается в роль с головой. Ирландец? Не проблема. Босс мафии? Раз плюнуть. Никто не знает, тяжело ли ему давалось всестороннее перевоплощение в своих героев, однако он мастерски справлялся абсолютно со всеми задачами, которые ему ставились. Поражает не только и не столько роль, которую Николсону доверил Мартин Скорсезе, сколько то, как она была сыграна. Сам Скорсезе признавался, что от некоторых диалогов и монологов Фрэнка Костелло его бросало в дрожь. Это как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть, потому что иначе вы просто ничего не поймёте, а «Отступники», признанные американскими киноакадемиками лучшим фильмом 2006 года, пройдут мимо вас.
«Бэтмен»
Классическая экранизация легендарного комикса DC режиссёра Тима Бёртона. За последние несколько лет многие успели сравнить Джокера Николсона и Джокера Леджера. Смысла в этом, правда, не было и нет. Интерпретации истории Бёртона и Нолана в корне различаются. Отталкиваться обоим режиссёрам приходилось, прежде всего, от сюжета. Роль в «Бэтмене» досталась Джеку Николсону практически даром и сразу. То есть его агент особенно не напрягался — актёра выбрала студия. А вот сам Николсон взял «театральную» паузу для принятия решения. С чем это было связано — до сих пор неизвестно. Однако есть информация, что продюсеры настолько впечатлились Николсоном, что организовали для него целый спектакль — они устроили кастинг. Роль Джокера попытались отдать Робину Уильямсу, но когда тот тоже решил подумать, продюсеры сообщили Николсону, что Уильямс, скорее всего, согласится. Естественно, уязвлённое самолюбие Джека тут же вышло на первый план — он не смог отдать Джокера коллеге. Ну и, если всё же следовать здравому смыслу, на момент начала съёмок в Голливуде не было никого другого, кто мог бы воплотить в жизнь роль настоящего психопата и убийцы родителей Брюса Уэйна. Джокер Николсона получился, конечно, несколько мультяшным, но при этом его злодейское предназначение никто даже и не пытался оспаривать. Снова персонаж на грани — психопат внутри, а снаружи клоун, которому доставляет удовольствие игра с жертвами.
«Сияние»
Самый тяжёлый и самый популярный фильм Николсона в нашем обзоре. «Сияние», снятое по роману Стивена Кинга, давно стало культовым в кругу любителей фильмов ужасов. Картину многократно внесли в различные списки и хит-парады самых страшных ужастиков. И это несмотря на то, что за два часа в кадре зритель видит всего одно убийство. Весь страх, ощущение никчёмности и ничтожности, рождающееся благодаря этой неповторимой и жуткой атмосфере, появляются на свет усилиями Джека Николсона и Стэнли Кубрика. Николсон мог воплотить на экране нужную режиссёру эмоцию, он чувствовал своего персонажа, а Кубрик старался довести каждую мало-мальски значимую сцену до идеала. Многие моменты снимали несколько десятков раз — лишь бы всё выглядело максимально натурально и эмоционально. Джек Николсон в «Сиянии» — писатель Джек Торренс, который вместе со своей семьёй приехал в небольшой отель, дабы последить за ним в межсезонье. Однако, по случайному (или не случайному?) стечению обстоятельств, Торренс сходит с ума, превращаясь из любящего папаши в настоящего психопата. Упомянутая мной в самом начале материала сцена, где Торренс разбивает дверь топором, вошла в учебники по кинематографии. Фактически перед нами как раз такой момент, который не требует особенных комментариев. Он отражает всю суть фильма, демонстрируя зрителю, что градус напряжённости держится всё время на одном и том же уровне и расслабляться нет смысла.
-
Лучшие фильмы недели (24—27 апреля)23.04.2014, 10:00
-
Слухи о «Ходячих мертвецах»22.04.2014, 15:51
-
Спецэффекты в фильме «Первый мститель: Другая война»21.04.2014, 12:59
-
Главные фильмы Дэвида Финчера17.04.2014, 10:00