Журналисты культуры — «последние из могикан»

Журналисты культуры — «последние из могикан»

Ни для кого уже не новость, что культурная журналистика постепенно растворяется в общем потоке политически и социально значимой информации


Читать профессиональных арт-критиков становится негде, а им — соответственно — становится некуда писать. Разобраться в причинах пагубного для нашей культуры явления попробовал обозревать «Человек онлайн».

В последнее время разговоры о том, что в СМИ назревает новый кризис, звучат всё чаще и громче. Оно и понятно — политическая ситуация нестабильна, газеты и журналы упорно «правеют», желая подстроиться под озвученные приоритеты и «генеральную политику партии». Иногда их об этом никто не просит «сверху». Но самоцензурирование в России пострашнее цензуры как таковой. Закрываются серьёзные издания, в СМИ «помельче» «летят», в первую очередь, культурные полосы. Кроме того, многие издания переходят на самоокупаемость, и тогда уже — либо «заказуха», либо официальная реклама. Никаких частных мнений и тем более внятной аналитики. Ещё один повод уничтожить культурную журналистику — это её, увы, непопулярность у читающей публики. Профессионалы и без посторонней помощи знают, куда и «на кого» хотят пойти в музей или театр. А ещё они не читают конкурентов (в сказки про то, что «места всем хватит», давно никто не верит). Обыватели на профессиональные рецензии, написанные «сложным» языком, не ориентируются никогда. Им бы чего попроще — например, мнение знакомого блогера или любимой тёти, которая была на мюзикле позавчера. «Воспитывать» современного зрителя некому.

V_statju.jpg
Фото: РИА/ Рамиль Ситдиков

Узкая прослойка профессиональных критиков становится ещё уже. Журналов профильных не остаётся вовсе (один пример: про театр профессионально пишут только журнал «Театр» и «Петербургский театральный журнал», существуют оба на честном слове и не сегодня-завтра будут закрыты). А изданий, серьёзно относящихся к культуре и посвящающих её прорывам хоть сколь-нибудь значительное место на своих полосах, на данный момент остаётся с десяток максимум. Да и там места редакторов рубрик заняты «всерьёз и надолго». Пробиться сквозь понятное нежелание допускать к теме «не своих» практически невозможно. Встаёт вопрос: зачем учиться профессии театрального или арт-критика? Зачем становиться критиком музыкальным и тем более литературным, если работы все равно нет? И в ближайшем будущем не предвидится. Вереницы выпускников творческих вузов, научившись размышлять и писать, дружно отправляются в пиарщики или… куда мама с папой устроят. Выходит, гуманитарное образование становится образованием исключительно «для себя». В наше суровое время так учиться сродни роскоши. А кому нужно что-то есть и где-то жить, приходится смиряться с данностью, писать «заказухи» про выставки мраморной плитки или новую губную помаду «от звезды». Или, повторюсь, вообще идти в другую профессию.И вот это вот… настоящий кризис. Никак не связанный с финансовым или политическим. Потому как так страна убивает культурную элиту, интеллигенцию, которой и без того немного. Сейчас о культуре пишут «последние из мокиган». Люди, которые по-другому не умеют: их научили жить делом, которому отдана жизнь. Им на смену не придёт никто: просто потому, что приходить будет некуда. Любая сфера, оставшись без профессиональных анализаторов и критиков, становится замкнутой. Затем неконкурентноспособной. Потом она умирает. А страна, в которой нет места культуре (даже если места ей нет только в СМИ) — убогая страна. И будущее её серо и страшно. Это я всё к чему? К тому, что, пока не поздно, надо что-то делать.


comments powered by HyperComments