Новости СМИ2

«Болотный» протест как репетиция Евромайдана

«Болотный» протест как репетиция Евромайдана

Получив в 2012 году урок Болотной площади, россияне сегодня пристально наблюдают за украинской катастрофой. Украина стала очередной площадкой для социального эксперимента США. Гражданская война у соседей отрезвила в России многих вчерашних оппозиционеров

Фото: РИА / Владимир Астапкович
| Игорь Самусевич

Май 2014-го. Внимание большинства россиян, особенно тех, кто ощущает сопричастность к истории и эволюции своей страны, приковано к Украине. Без лишних слов — там идёт гражданская война. Социальный протест Евромайдана вылился в кровопролитный конфликт — трагедию и для восточных украинцев, потому что война пришла к ним в дом, и для россиян — соседей убивают у наших дверей. Тезис украинских «западников»: мол, это Кремль во всём виноват — не принят российским (и русским) народом. Замечу, в оценке украинских событий мнение людей в России не зависит от воли Кремля, якобы довлеющей над умами, как принято представлять на Западе. 77% поддержали шаги Владимира Путина по Украине и Крыму, хотя россияне неустанно критикуют власть за множество внутренних проблем.

Отрадно, что вовремя спохватились крымчане: теперь Крым под защитой РФ. Из минусов ситуации: запад Украины, обвинил россиян в «русском нацизме». Однако перечитайте хронику январских-февральских событий в Киеве. «Герои Майдана» погибли от рук украинцев, а новые политики свергли законного президента и захватили власть при активной поддержке радикальных националистов из «Правого сектора». Напомню, 19 февраля, за два дня до первых убийств на Майдане, во Львовской области из захваченных райотделов милиции и СБУ неизвестные похитили 1170 единиц огнестрельного оружия.

Почему Россия продолжает так пристально наблюдать за украинской катастрофой? Два года назад, в 2012-м, подобно Киеву могла взорваться Москва, если бы сработал план экспорта социального протеста. Трудно отрицать, что «рулёжка» украинским процессом осуществляется из Вашингтона – американские политики не раз поднимались на сцену Евромайдана, а так называемые власти в Киеве неоднократно принимали решение по итогам встреч с американскими «партнёрами». К примеру, приказ о возобновлении АТО против жителей юго-востока Украины Александр Турчинов отдал 22 апреля после переговоров с вице-президентом США Джо Байденом.

Украина стала очередной площадкой для социального эксперимента США.

Россия, в отличие от Украины, ещё со времён СССР обладает богатейшим опытом политических отношений с Соединёнными Штатами. Только за последний десяток лет эти отношения эволюционировали от конфронтации к «перезагрузке», и опять «скатились» к противостоянию на фоне грузино-юго-осетинского конфликта и разногласий по проекту ПРО в Европе. Американские политики прекрасно понимают, что Россия продолжит и впредь отстаивать свои интересы, однако внешнеполитическая доктрина Вашингтона, очевидно, изначально нацелена на развязывание локальных конфликтов. Подобные проекты, как открытое провоцирование войн вдали от собственных границ, выгодны США. Прикрываясь миссией борьбы за демократию, Белый Дом отвлекает американцев от внутренних проблем, в частности, от опасности дефолта в связи с превышением лимита государственного долга.

Вернёмся к теме протеста. Весной 2012 года россияне получили очередной «привет» из-за океана, а с ним и урок. Чуть ранее, в декабре 2011, как и этой зимой в Киеве, оппозиционеры вывели на улицы тысячи людей. А через несколько месяцев, на «Марше миллионов» 6 мая мирный протест вылился в столкновения с ОМОНом — таким образом была пройдена точка невозврата. Правоохранительные органы позже разобрались, кто привёл на Болотную провокаторов, вооружённых «коктейлями Молотова», ножами и газовыми баллончиками, и какие роли в этом сыграли лидеры оппозиции Алексей Навальный, Сергей Удальцов и Леонид Развозжаев. Признавший вину в организации беспорядков на Болотной активист ныне запрещённого «Левого фронта» Константин Лебедев, который на днях может выйти на свободу по УДО, в суде рассказал, что после «Марша миллионов» оппозиция готовила в Москве «микромайдан». Во время прочтения его цитат рождаются резонные подозрения, не подготовлен ли российский протест 2012 года и украинский «Евромайдан» одними и теми же людьми:

«Мы были готовы к массовым беспорядкам, потому что «микромайдан» должен был привести к каким-то последствиям. Были закуплены палатки для установки на территории митинга. Это был зародыш Майдана. Это то, что потом стало «Оккупай Абаем». Мы готовили другие массовые беспорядки, а не те, которые произошли там...  Были разные сценарии. Главный и основной сценарий, на который мы рассчитывали: колонна демонстрантов пройдёт на официальный митинг, и митинг закончится. Мы откажемся расходиться, установим там палаточный лагерь, будем его защищать», — рассказал Константин Лебедев.

Конечно, далеко не все участники «Марша миллионов» готовы были в кровь драться, строить баррикады, с оружием в руках захватывать правительственные здания. Скорее даже меньшинство: российский социальный протест стал протестом «креаклов» — креативного класса. А вот будь на Болотной большинство людей, вынужденных перебиваться подёнными заработками за рубежом, как множество украинцев, приехавших в Киеве, столкновения толпы с полицией могли бы принять иной оборот.

Лидер Украины Виктор Янукович в январе 2014-го не взял ответственность за отпор манифестантам. Украины, как государства, не стало. Катастрофические последствия Евромайдана отрезвили в России многих вчерашних оппозиционеров.

comments powered by HyperComments

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ