МАКС № 14: проекты и прожекты

МАКС № 14: проекты и прожекты

На летном поле ЛИИ имени Громова — километры боевой техники и гражданских самолетов. В этом году организаторы авиасалона насчитали 800 участников из 33 стран мира.


Бесплатные автобусы от платформы Отдых отправляются каждые пять минут. Перед посадкой всех успевают досмотреть и провести через рамки металлоискателей. Очереди минимальны, если не считать легкой суеты на Казанском вокзале, где нет ни одного указателя «МАКС — там», хотя в прошлые годы волонтеры дежурили чуть ли не у каждой электрички. Поездка на автомобиле по загруженной трассе — отдельное приключение, и если ВИП-пропуска нет, то это не для слабонервных. Стоимость билета на выставку в будни была 3 тысячи рублей, в выходные — 1 тысяча.

Диктор, комментирующий показательные полеты, отмечает «легкое, ласковое небо» — с погодой МАКСу повезло, видимость, как говорят пилоты, «миллион на миллион». На голубом фоне пируэты боевых истребителей выглядят еще эффектнее. Амфибия Бе-200 летит со шлейфом дыма в цветах российского флага. Пассажирские SSJ 100 и МС-21 закладывают над летным полем виражи, которые категорически противопоказаны гражданским самолетам в их обычной жизни...

Долгожданный МС-21-300, дитя корпорации «Иркут», дебютировал на МАКСе, ежедневно участвуя в показательных полетах. Четыре борта проходят летные испытания, пятый — на этапе сборки. Его первые заказчики — российские авиакомпании «Аэрофлот», Red Wings и «ИрАэро». Серийное производство должно начаться в 2020 году, обещают авиастроители. Впрочем, не очень уверенно, поскольку в судьбу этого самолета не раз вмешивались экономические санкции. Кстати, именно поэтому организационные сложности сопровождали иностранных экспонентов МАКСа. Изготовителям авионики из Великобритании пришлось доказывать исключительно гражданское применение их продукции, были сложности с оплатой участия в российской выставке, говорит представитель YED Avionics Limited из Бристоля. Хотя гигантов мирового авиационного бизнеса эти проблемы, похоже, не коснулись.

Французский концерн Airbus представил А350-900 с «умным салоном». Самолет участвовал в показательных полетах. На стоянке лайнер окружала очередь желающих увидеть его изнутри. Будьте готовы к тому, что интерактивное кресло следит за каждым вашим движением: сообщает стюардессам даже угол наклона спинки, не говоря уже о том, пристегнут ли ремень.

Заказать еду можно через персональное устройство: напичканная электроникой кухня найдет индивидуальный заказ и подготовит его к подаче в соответствии с пожеланиями клиента. Световые панели вдоль борта показывают все — от фотографии командира экипажа и средств спасения до температуры за бортом и видов городов на маршруте. Хотя больше всего удивили и порадовали экскурсантов прекрасно оборудованные «капсулы» для отдыха экипажа. Полноценные спальные места полностью изолированы и находятся под потолком пассажирского салона. Дальнемагистральный А350 способен находиться в воздухе до 17 часов. Более 200 самолетов уже поставлены мировым авиакомпаниям. Первым российским заказчиком стал «Аэрофлот», который получит новейшие воздушные суда уже в конце этого года.

Пассажирский Embraer в необычной «военной» ливрее с эффектной надписью на борту Profit Hunter («охотник за прибылью») — прямой конкурент будущему МС-21, с такой же примерно вместимостью, дальностью полета и прочими характеристиками. Представитель канадской фирмы-производителя дипломатично уходит от темы конкуренции, сводя разговор к тому, что последнее слово всегда остается за потребителем.

И это чистая правда. Рассматривая ряд легкомоторных самолетов Pilatus, рассчитанных на 8-10 пассажиров и способных садиться на неприхотливые аэродромы, невольно вспоминаешь проект реновации старого доброго Ан-2. Эффектный был проект. О нем много говорили на всяких совещаниях и, наконец, разработали в новосибирском СибНИА. Легкий многоцелевой самолет назвали «Байкал», привезли опытный образец на МАКС-2017. Он должен был работать на местных воздушных линиях, в том числе и в труднодоступных районах. Планировалось серийное производство на авиазаводе в Улан-Удэ, первые образцы ждали к 2021 году...

Увы, на нынешний МАКС самолет не прилетел. Эксперты говорят, что проект «завис» из-за высокой стоимости. Вдобавок закончилась программа госфинансирования разработок. К проекту теперь подключился Уральский завод гражданской авиации (УЗГА). Анонсированный вариант замены Ан-2 будет одномоторным 9-местным легким самолетом с высоко расположенным крылом. Основное отличие от «сибирской» версии — взлетный вес 4800 кг, почти в 1,5 раза меньше, чем у «Байкала». Ностальгирующие посетители пока что довольствуются моделями легендарной «Аннушки», выпущенными и в пластике, и в металле, и даже в гжельской керамике.

Авиасалон — райское местечко для любителей авиации. Можно полюбоваться летательными аппаратами всех мыслимых и немыслимых конфигураций, особенно в павильоне «юных конструкторов». Можно вживую поговорить с их разработчиками или пообщаться с роботом на стенде МАИ. Можно поуправлять беспилотником или накупить сувениров в многочисленных киосках. Можно задорого купить бутерброд и газировку, расположиться с пледом чуть ли не у кромки летного поля и наблюдать за полетами... Пытливые обыватели допрашивают продавцов мороженого, где «та самая» девушка в голубой кепке, которая уже дважды продавала вологодский пломбир президенту Путину. Юмористы покупают футболки с надписью «Идем правее на солнце вдоль рядов кукурузы». Эта же фраза красуется на лотках с вареной кукурузой и кепках улыбающихся продавцов ходового товара — по 150 рублей за початок, между прочим.

Как никогда много в толпе посетителей людей в инвалидных колясках. Во-первых, это благотворительная акция для воспитанников специнтернатов. Во-вторых, мониторинг волонтеров на предмет «доступной среды». Доступность МАКСа весьма высока, судя по числу людей с ограниченными физическими возможностями. И это радует.

Мощным завершением экскурсионной программы должен стать осмотр одного из самых эффектных экспонатов выставки — макета будущего широкофюзеляжного самолета CR929, совместного проекта России и Китая. Китай, к слову, является одним из основных экспонентов выставки, а представляют его министры промышленности обеих стран. Пропустить это чудо техники сложно: у павильона с логотипами COMAC (китайский авиастроительный концерн) и ОАК (российская Объединенная авиастроительная корпорация) — очередь. Макет широкофюзеляжного, дальнемагистрального CR929 выполнен в натуральную величину, на борт ведет трап с красной ковровой дорожкой, внутри — всамделишный салон с просторными каютами первого класса, с креслами чуть попроще — в бизнесе и стандартной компоновкой экономического класса. Шторки иллюминаторов не опускаются, как принято нынче, а становятся матовыми простым нажатием клавиши. Пилотская кабина — последнее слово техники... Экскурсоводами на стенде работают сотрудники конструкторского бюро с российской стороны, которая в этом проекте отвечает за разработку крыла из композитных материалов, планера, пилонов двигателей и шасси. Китайские партнеры создают фюзеляж, детали оперения и дизайн. Поставщик авионики пока в процессе выбора. Работа началась в 2012 году. Планируется, что первый летный экземпляр появится в 2023 году. Конечно, для успеха проекта обеим странам нужно догнать и перегнать ушедших далеко вперед западных авиастроителей. Конечно, это всего лишь макет. Но масштаб впечатляет.

comments powered by HyperComments