Сланцевый «засланец»

Сланцевый «засланец»

Американская элита решила добывать на территории Украины сланцевый газ. Подаётся вся эта история под соусом «украинцы — народ гордый, российский газ им и задаром не нужен, у них скоро свой будет!»


| Эльвира Шигапова

«Украина — газосланцевое эльдорадо!» Звучит, безусловно, пафосно и в какой-то степени даже смешно. Однако Соединённые Штаты, похоже, так не считают. Во время государственного переворота вдруг выяснилось, что Украина может стать донором сланцевого газа для всей Европы, и в состав директоров Burisma Holdings, владеющей лицензиями на разработку нефтегазовых месторождений в Днепро-Донецком, Азово-Кубанском и Карпатском бассейнах, вошёл сын американского вице-президента Роберт Хантер Байден. Вот как он сам прокомментировал своё назначение: «Думаю, моя помощь по вопросам прозрачности, корпоративного управления и международного развития может принести пользу экономике и народу Украины».

Пользу украинскому народу решили принести и другие «засланцы» — друг семьи госсекретаря США Джона Керри Дэвон Арчер и экс-президент Польши Александр Квасьневский. Участие последнего вызывает, по меньшей мере, недоумение. Ведь лет пять назад Америка для воплощения своих амбициозных планов по добыче сланцевого газа выбрала именно Польшу. Там была развёрнута целая кампания: каждый пан знал, чем отличается вертикальное бурение от горизонтального, как используется гидроразрыв пласта и на сколько метров бурится скважина. С пафосом запустили первую скважину, зажгли факел — вот, мол, метан есть, — и на этом всё фактически закончилось.

«Никакой коммерческой добычи в Польше нет. И даже компания, которая этим занимается... мы внимательно смотрим её отчёты постоянно — они всё хуже и хуже. То есть никакой эффективности проект сланцевого газа в Польше не показывает. Наоборот, он показывает чудовищные убытки», — говорит генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

А дело всё в дороговизне — добывать сланец в разы дороже, нежели традиционный газ. К тому же химикаты, которые закачиваются в скважину, ядовиты. Они не только отравляют грунтовые воды, но и выходят в большом количестве на поверхность вместе с газом. Куда их утилизировать, никто не знает.

Не по этой ли причине Франция, Германия, Чехия, Болгария и Голландия отказались от подобного рода разработок на территории своих государств? А Украине, похоже, терять нечего. К тому же братское государство готово «дружить» сегодня с кем угодно, на почве чего угодно, лишь бы не с Россией.

Правда, эксперты уверены — вся эта так называемая «любовь» с американской элитой, которая вошла в концерн Burisma Holdings, ненадолго. Сейчас, мол, «большой брат» денег срубит и потихоньку «даст газу» с Украины. «Денежки положены будут в карманы, заработает сын Байдена. Почему бы и сына не пристроить, раз уж всё равно Украиной занимаемся по- серьёзному, решаем политические задачи. Ну, пусть паренёк тоже свои пять копеек заработает там под шумок, почему бы и нет», — говорит Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности. Эксперт уверен: максимум, сколько сможет Украина спекулировать на тему сланцевого газа, это три года. Но, судя по тому, что сегодня происходит в стране, не исключено, что уже через год никакой экономики на Украине не будет, и там ей станет уже далеко не до сланцевого газа.

konstantin_simonov2010.jpg

— Никто в мире такого рода проекты не реализовывал. Но Украина схватилась за модную историю. Сланцевый газ — ура, ура, ура! Вот у нас будет этот сланцевый газ. Экономика этого проекта абсолютно непонятна, тут даже никаких цифр нельзя говорить, потому что в реальности сегодня американские проекты уже работают себе в убыток, а там задача гораздо проще с технологической точки зрения, чем на Украине. В этой истории главное же не то, что появилась какая-то чудо-технология. А главное именно то, что Украина скоро откажется от России как от поставщика газа. И эта история продаётся не только жителям Украины, она продаётся европейцам активно. Типа: ребята, вы с нами дружите, мы скоро от русских там откажемся и будем только с вами.

— А европейцы в это верят?

 — Европейцы верят в это всё меньше и меньше по нескольким причинам. Потому что такого рода байки, на самом деле, в большей степени — американский проект. Я имею в виду Польшу. Никакой коммерческой добычи в Польше нет. И даже компания, которая этим занимается... мы внимательно смотрим её отчёты постоянно — они всё хуже и хуже. То есть никакой эффективности проект сланцевого газа в Польше не показывает. Наоборот, он показывает чудовищные убытки. И вся эта польская история — она уже катится к закату, всё.

— А для чего это нужно сейчас, вот в данный момент, вот во время, грубо говоря, на пороге гражданской войны на Украине?

— Давайте мы, раз уж мы всё равно контролируем Украину, почему нам и здесь деньжат не заработать? Ну, вот и возникла, я думаю, такая деликатная схема, что давайте опять мы подкрутим тему добычи сланцевого газа, зайдём туда уже как акционеры. Эта компания там получит, например, либо там деньги от Шелл, либо, возможно, какой-то опять от МВФ грант, да. А на эти деньги купим у нас оборудование, технологии, которые якобы должны дать Украине независимость от России. Денежки положены будут в карманы там, заработает сын Байдена. Почему бы и сына не пристроить, раз уж всё равно Украиной занимаемся по-серьёзному, решаем политические задачи. Ну, пусть паренёк тоже свои пять копеек заработает там под шумок, почему бы и нет. Но я думаю, что где-то годика три можно эту пластиночку так вот прокручивать с разной скоростью. Но объективно, может быть, даже и быстрее все поймут, что это, конечно, колоссальная афера.


comments powered by HyperComments

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ