Новости СМИ2

Гоголь-центр, или «идиоты» в тренде

Гоголь-центр, или «идиоты» в тренде

Итоги первого сезона самого скандального театра Москвы.

Фото: www.gogolcenter.com
| Ольга Новикова

Театр, переделанный Кириллом Серебренниковым «под себя», завершил свой самый первый сезон. Напомним, открылся Гоголь-центр 1 февраля после грандиозного скандала — прежняя труппа театра, оставленная традиционалистом Сергеем Яшиным, пришла в негодование после назначения на должность худрука радикала Серебренникова, рассылала по всем инстанциям гневные письма и требовала новоявленного руководителя немедленно «удалить». Но столичный департамент культуры во главе с Сергеем Капковым оказался непреклонен — и театр старого образца канул в лету. Недовольные разбежались, смирившиеся продолжили работу вместе с новоприбывшими молодыми выпускниками Серебренникова. Вовремя подоспела и грандиозная рекламная кампания, развернутая в поддержку новой театральной точки на карте Москвы. Зимой 2013-ого о Гоголь-центре не говорил только ленивый. Авансов было не счесть, критики писали об «новой точке отсчета», звезды, никогда прежде не замеченные в театрах, наперебой заявляли о будущих непременных свершениях Серебренникова. На открытие пришел весь столичный бомонд во главе с Ксенией Собчак.

И, действительно, за полгода работы Гоголь-центр стал культовым местом. Для всех хипстеров столицы....

В бывшем Театре Гоголя теперь модно «тусоваться» и днем, и вечером — кроме театральных залов, здесь организовано кафе и магазин. В кафе можно сколько угодно долго пить кофе и обсуждать «неизбежную революцию в России», в магазине можно купить книги, а еще украшения, футболки, журналы и даже скульптуры. Разумеется, исключительно те, что у всех на слуху или в тренде, — вроде последнего сборника поп-звезды русской литературы Веры Полозковой или журнала Pop. Еще в Гоголь-центре читают модные лекции и устраивают модные концерты. Слово «модный» вообще главное в лексиконе тех, кто вступил в ряды фанатов Гоголь-центра. По большому счету всё, что производит и продает в своих стенах новый театр — это такой однодневный пшик, мишура. Та публика, которая ходит в театр не за тем, чтобы кофе попить и очередной эпатаж на сцене пообсуждать, Гоголь-центр выберет в последнюю очередь. И не заплатит очень приличные деньги за билет на спектакль, в котором непременно разденутся донага (не будьте ханжами, господа!), кого-нибудь убьют или на крайний случай совершат половой акт. Художественная ценность премьер Гоголь-центра примерно такая же, как у большинства книг в местном магазине. Вроде бы тема важная, но как-то поверхностно и пошло она «решена». Как ни крути, а театральные версии культовых киносценариев («Братья» по фильму «Рокко и его братья» Висконти, «Идиоты» по «Идиотам» Ларса фон Триера, «Страх» по «Страх съедает душу» Фассбиндера) — это подделки разной степени удачливости. Актуализировать произведения искусства? Зачем? Может, лучше сочинить что-то новое и стопроцентно своё? Получается, что авторы целого мешка премьер от Гоголь-центра этого не могут. Зато они могут в миллионный раз перенести известный сюжет в современные реалии, обязательно намекнуть на процесс Pussy Riot, обозначить революционные настроения в стране, провозгласить права геев и убедить публику в том, что вокруг нее — одна только пошлость, темнота и страх. Ах да, и «идиоты» вокруг, которые спокойно смотреть на детей с синдромом Дауна не могут (в спектакле Серебренникова под занавес на сцену вышли именно такие дети). Спекуляции и давление на зрительские эмоции очевидны и неприятны. Но самое главное — они бессмысленны. Сегодня в зале ахнут и возмутятся, через неделю забудут. Во второй и в десятый раз зрители пойдут на спектакли Туминаса в Театр Вахтангова или Фоменко в Мастерскую Фоменко. Потому как искусство с подделкой путают одни только хипстеры.

comments powered by HyperComments