Новости СМИ2

Таганка под угрозой

Таганка под угрозой

Ситуация с Театром на Таганке по-прежнему далека от идеальной. У легендарного детища Любимова нет художественного руководителя, труппа постоянно бунтует, проекты под руководством новых людей, пришедших в театр, оглушительно проваливаются


| Ольга Новикова

Таганка всё никак не определится — то ли превращаться в театр-музей под фальшивым предводительством какого-нибудь оставшегося в живых советского кумира, то ли становиться эпицентром современных театральных течений-новаций. После того как в 2011 году из театра с жутким скандалом ушёл его основатель Юрий Любимов, «трясти» его детище не перестаёт. Назначенный на пост худрука и директора Валерий Золотухин быстро ушёл из жизни. Он и поруководить-то толком не успел — всё его время и силы съела болезнь. После него в театр пришла так называемая «Группа юбилейного года» — художник Ксения Перетрухина, режиссёры Дмитрий Волкострелов, Семён Александровский и Андрей Стадников, театроведы Анна Банасюкевич и Лиза Спиваковская. Все они — выпускники Школы театрального лидера и пришли на Таганку, получив благословение департамента культуры Москвы и лично Сергея Капкова. Формально их обязанность — проведение юбилейных торжеств.

01.jpg

Фото: РИА / Владимир Астапкович

В этом году Таганка отмечает 50-летие, однако, делает это без Любимова, который категорически отказался появляться в театре даже на празднике в свою честь. Фактически же «молодым лидерам» необходимо вписать ретроградный театр в современность, обновить и снова ввести в строй театров-передовиков. Из всей шестёрки больше других известен Дмитрий Волкострелов, питерский режиссёр-радикал. Это про его спектакли одни говорят «гениально», другие — «издевательство». Это у него есть постановки длительностью в 3 минуты, а есть — в несколько часов. Обычно без сюжета, актёрской игры, а заодно и без содержания. Однако и формалистом он себя не считает, утверждает, что он — «дилетант, который делает только такой театр, который ему интересен». Труппа Таганки сразу же назвала новых руководителей агрессорами. А часть артистов даже попытались отказаться с ними работать. Неприглядные подробности закулисной жизни Таганки всё чаще выплывают наружу — в театре то и дело происходят «разборки». Молодёжь с её концептами труппа принимать никак не хочет. Была даже предпринята попытка вернуть Любимова. Но тот и слушать не захотел свою экс-труппу. «Этих бунтовщиков», которые вынудили его покинуть родной дом (претензии актёров к Любимову во многом были понятны — «рабовладельческий строй» в театре никого не устраивал, но это разговор отдельный). Однако Капков ясно дал понять: пока нового худрука не будет, а юбилей пройдёт, как задуман. Под руководством «агрессоров».

02.jpg

Фото: РИА / Валерий Мельников

На сегодняшний день в театре уже состоялась выставка Ксении Перетрухиной «Попытка альтернативы», прошла премьера спектакля Андрея Стадникова «Репетиция оркестра». Оба начинания произвели эффект разорвавшейся бомбы. Ради выставки из фойе Таганки были убраны фотографии всех актёров и старые афиши. Одно это вызвало резкий протест. Цитаты великих людей и вопросы к современникам, написанные прямо на стенах (в этом выставка и заключалась), заставили некоторых особо истеризующих адептов старой Таганки взяться за фломастеры. Рядом с надписями «Может ли новое прорасти сквозь старое, или путь к созиданию лежит только через уничтожение?» возникли совсем другие. К примеру, «марадеры» и «не достаток ума» (орфография сохранена). Демонтировали выставку раньше срока. Премьера «Репетиции оркестра» прошла с ещё большим скандалом. Попытка сделать современный спектакль в технике вербатим (документальный театр) провалилась. Из зала слышались унизительные крики «быдло!», «позор!», «вон!», люди уходили из зала посреди действия. Между тем, с точки зрения нового искусства ничего «такого» в постановке Стадникова не наблюдалось. Разве кого-то сегодня можно удивить тем, что со сцены зачитывают воспоминания реальных людей (в данном конкретном случае — билетёров, кассирш, пиарщиков старой Таганки), или что артисты внезапно срываются с мест и бегут в глубь сцены, налетают на глухую стену с разбега и не могут «пробить» (отличная метафора того, что происходит с театром сегодня, кстати)? Никакого мата, обнажёнки и прочих непременных атрибутов модных постановок. Скандал, в общем-то, на пустом месте.

03.jpg

Фото: РИА / Валерий Мельников

И он, увы, ничего хорошего «Группе юбилейного года» не предвещает. Впереди — сам юбилей без юбиляра и премьера стихотворной пьесы «Театральный фронт» (стихи написал Влад Маленко, музыку — Юрий Шевчук). Будет ли это удачей, предсказывать не берёмся. Потому как то, что хорошо для «Гоголь-центра», плохо для Таганки. По крайней мере, так считают большая часть её фанатов. И разве можно их обвинять? Прошлого, как известно, не вернуть. Прежним театр никогда не станет. Но и радикально новое — сразу — не вызывает симпатий. «Группа юбилейного года» делает всё, что может. Только, скорее всего, их «всё» Таганке совсем не нужно. Остается неясным, зачем именно этих ребят нужно было назначать на такие ответственные посты? Это как отправить ягнят на заклание. К тому же, волк уже давно очень голоден и зол.

comments powered by HyperComments