Фетисов: На Играх в Лейк-Плэсиде мы жили в тюрьме

Фетисов: На Играх в Лейк-Плэсиде мы жили в тюрьме

Двукратный олимпийский чемпион Вячеслав Фетисов в эксклюзивном интервью нашему порталу рассказал о своих ожиданиях от стартующей Олимпиады 

Фото: РИА / Максим Блинов, ИТАР-ТАСС

У нас лучшая в мире атака


— У вас огромный опыт участия в Играх как спортсмена и как тренера. Чем, на ваш взгляд, Олимпиада отличается от других соревнований?

— Изначально Олимпийские игры задумывались для того, чтобы объединять людей. На время их проведения приостанавливались войны. В этом заложена целая философия. На данный момент это самые раскрученные спортивные соревнования во всём мире, которые привлекают внимание сотен миллионов людей со всех уголков планеты.

Победа на Олимпиаде считается самым престижным достижением для любого спортсмена, и самое интересное, что у олимпийских чемпионов не бывает приставки «экс». Если тебе удалось победить на Играх, то ты пожизненно будешь носить звание олимпийского чемпиона.   

Если сравнивать Олимпиаду с чемпионатами мира, то, например, в хоккее эти турниры не сопоставимы по составу команд. На Игры приезжают все сильнейшие, а на первенство планеты — те, у кого получится и кто будет свободен.   

— Раз уж речь зашла о составах, не могу не спросить у вас о тех хоккеистах, на которых главный тренер россиян Зинэтула Билялетдинов остановил свой выбор. Много  разговоров было о Сёмине, который всё-таки поедет на Игры, заменив травмированного Соина. Тренерский штаб действительно выбрал всех сильнейших на данный момент?

— Ну, между Соиным и Сёминым даже по буквам в фамилиях разница небольшая (смеётся). Думаю, тренеры отобрали всех сильнейших хоккеистов, на их взгляд, это их право. А обсуждать, кого взяли, а кого нет, можно бесконечно. У нас лучшее в мире нападение, и главная задача Билялетдинова — найти баланс между обороной и атакой.   

Я не так давно разговаривал с генеральным менеджером канадской сборной Стивом Айзерманом, с которым мы не один год вместе провели на площадке, защищая цвета «Детройта». Так вот, он ночами не спал, ломал голову — как бы не ошибиться с составом.

— А как на игре нашей сборной могут сказаться травмы динамовцев Соина и Кокарева? Тренерский штаб наигрывал их на этапах Евротура, и тут оба выпали из состава незадолго до Олимпиады…   

— Насколько я понимаю, речь идёт о хоккеистах четвёртого звена, поэтому бессмысленно говорить о каких-то серьёзных изменениях в игре команды.

— Тогда давайте поговорим о капитане россиян Павле Дацюке. Он действительно достоин этого звания, или, может быть, стоило на домашние игры выбрать капитаном хоккеиста, который выступает в России, а не за океаном? Например, Илью Ковальчука…   

— Мы одно время делили хоккеистов на тех, кто выступает в России, и тех, кто играет в США, и 14 лет не могли чемпионат мира выиграть. Надо понимать, что капитан команды — это самый авторитетный игрок. Конечно, у нас много достойных кандидатур. Помимо Дацюка, это и Ковальчук, и Овечкин, и Малкин. Но лично я считаю Павла величайшим хоккеистом, его выбрали ребята, и он, безусловно, заслужил звание капитана олимпийской сборной России.

В 2002 году перед Играми в Солт-Лейк-Сити я столкнулся с подобной дилеммой. Но, слава богу, Игорь Ларионов тогда был в прекрасной форме и принял моё предложение принять участие в Играх и надеть капитанскую повязку.   

TASS_414801.jpg  
Сергей Макаров, Вячеслав Фетисов, Игорь Ларионов, Алексей Касатонов и Владимир Крутов (слева направо) 

— В своё время знаменитая пятёрка — Ларионов, Макаров, Крутов, Фетисов и Касатонов — считалась эталоном комбинационного хоккея, на её игру было приятно смотреть. Сейчас же в адрес тренерского штаба летит множество критических стрел как раз по поводу содержания игры. Как вы относитесь к подобной критике?   

— Не красота игры определяет конечный результат. Конечно, хочется, чтобы и играли красиво, и побеждали всегда. Но с тех времён, когда мы выходили на лёд, многое поменялось. Сейчас ребята приезжают в сборную за два дня до любого турнира — будь то Олимпиада или чемпионат мира. Так что тот, кто наиболее успешно справится с управлением командой в кратчайшие сроки и у кого в составе окажется наиболее авторитетный лидер, тот и будет иметь наибольшие шансы на победу.

— Раз уж мы заговорили о победе... Александр Овечкин заявил, что если мы выиграем хоккейный турнир, то результаты Олимпиады можно будет считать успешными…

— Для кого? Для хоккеистов, конечно, можно будет считать успешным, а для тех спортсменов, которые не сумеют победить, он будет неуспешным. Конечно, хоккей для нас на Олимпиаде спорт номер один, вся страна будет следить за хоккейным турниром и переживать. Но нельзя сказать, что успех подопечных Билялетдинова сможет затмить неудачи других спортсменов. Что касается шансов, то у наших хоккеистов есть всё для того, чтобы победить, и мне бы этого очень хотелось.   

— А кого можно назвать главным конкурентом наших хоккеистов?   

— Это все те команды, которые на протяжении десятков лет входят в элиту мирового хоккея, их все прекрасно знают, и они становятся только лучше. Сюда же можно добавить сборные Швейцарии и Норвегии. Я думаю, что сейчас хоккей вообще самый конкурентный командный вид спорта. Вряд ли на чемпионате мира по футболу в Бразилии на победу будут претендовать столько же команд, сколько в Сочи на победу в хоккейном турнире.

Потеряли позиции в WADA


— Накануне старта Олимпиады помимо хоккея хотелось бы обсудить и другие, не менее важные виды спорта. На прошлой неделе, уже после того как появилась информация о том, что в крови у российской биатлонистки Ирины Старых обнаружили запрещённые препараты, министр спорта Виталий Мутко заявил, что все наши олимпийцы были досконально проверены и они чисты. Как такое вообще возможно?

— Мировой спорт усиленно борется с этим злом, и к нам точно нет никакого предвзятого отношения. Тут стоит сказать о том, что после моего ухода из Федерального агентства по физической культуре и спорту мы потеряли свои позиции во Всемирном антидопинговом агентстве (WADA) и сейчас просто не участвуем в разработке антидопинговой политики.   

Что касается конкретно ситуации со Старых, то если это вина тренера, доктора или спортсмена, то это, конечно, безобразие. В первую очередь это их ответственность, и, конечно, нельзя подводить свою команду в преддверии Игр. Я помню своё состояние, когда мы приезжали на Олимпийские игры. Постоянно думаешь о том, как бы тебе чего не подсунули, как бы не соблазниться и не купить чего-нибудь в магазине.   

Ну а по поводу министра, который заявляет, что у него всё хорошо, а на самом деле это не так… Значит, стоит у него спросить, почему так получается.

— Как, на ваш взгляд, вся эта история может сказаться на наших биатлонистках? На их спортивных результатах и психологическом состоянии.   

— Старых, конечно, была ключевой биатлонисткой в нашей команде, особенно это касается состава эстафетной гонки. Но я надеюсь, что вся эта неприятная история сплотит наших девчонок, мобилизует и они смогут достойно выступить в Сочи.

— Очень много разговоров было по поводу отбора Евгения Плющенко на эти Игры. Виталий Мутко заявил, что два года назад лично попросил Евгения готовиться к Олимпиаде в Сочи. В итоге для олимпийского чемпиона Турина, несмотря на проигрыш чемпионата России Максиму Ковтуну, был устроен закрытый просмотр, по результатам которого было принято решение в пользу Плющенко. Насколько справедлив такой принцип отбора по отношению к юному Ковтуну?

— Я с огромным уважением отношусь к Евгению, понимаю, через что ему пришлось пройти для того, чтобы поехать на эту Олимпиаду. Это величайший подвиг, и дай Бог ему здоровья. Если он сумеет выиграть, это, конечно, будет уникальным достижением за всю историю олимпийского движения. Но надо понимать, что его вины во всей этой странной истории с отбором нет. Если у нас люди отбираются на Олимпиаду по спортивному принципу, то это одно дело, если же кто-то принимает такие решения, опираясь на какие-то другие критерии, то это не совсем корректно по отношению к Ковтуну.

Бобслей — самый интересный вид спорта


— Помимо хоккея, биатлона и фигурного катания за какими видами спорта будете пристально следить? 

— Я не буду пристально следить, я буду получать удовольствие от праздника. Вообще, самый интересный вид спорта — это бобслей. Стоишь на стартовой площадке, спортсмены уехали — и ты их больше не видишь [смеётся]. А если стоишь посередине трассы, то боб пронёсся мимо тебя за секунду — и ждёшь следующий. В общем, это очень зрелищный вид спорта. Ну а если серьёзно, то я, конечно, буду ходить на все хоккейные матчи вплоть до финала. Спонсоры нашей команды ветеранов «Легенды хоккея» закупили для нас целую ложу на стадионе. Ну а там уже будем смотреть, куда пригласят. Со мной летит моя жена Лада и дочь, и мы всей семьёй по возможности будем поддерживать всех наших спортсменов.

TASS_4522525.jpg

Вячеслав и Лада Фетисовы с дочерью Анастасией

— Вы сказали, что ложу на хоккейные соревнования для вас выкупили спонсоры. То есть у вас нет официальной аккредитации? 

— Нет, у меня есть аккредитация, и у моей жены есть. Оргкомитет Игр нас пригласил. Эта аккредитация даже лучше, чем была в то время, когда я был министром спорта. Правда, она билетов, похоже, не даёт, но может быть, удастся что-то купить на месте.

— Как раз на днях глава Олимпийского комитета России (ОКР) Александр Жуков заявил, что при непосредственном участии этой организации на Игры приедут 150 олимпийских чемпионов прошлых лет...

— Странно, почему именно 150, а не 100 или не 200? Я думаю, что можно было бы найти возможность и пригласить все 600 с лишним человек. Всех тех, кто писал славную историю отечественного спорта. Это все великие люди, и я ко всем отношусь с большим уважением. Хотя бы на пару дней можно было бы пригласить тех, кто сегодня живёт и здравствует. Тем более Олимпиада проходит в нашей стране, и это не такие уж большие затраты. Я уже слышал такие разговоры, что кто-то обижается, кого-то не пригласили. Мне, конечно, непонятно — почему именно 150 человек? Хотя, с другой стороны, каждого четвёртого позвали — и то хорошо. Могли бы никого не пригласить. Но моё личное мнение, если приглашать — то всех.

— Не могу не спросить вас о том, на какое место в общекомандном зачёте может рассчитывать наша команда. 

— Я свой прогноз давал ещё в 2007 году на совещании у премьер-министра, сразу после того, как мы вернулись из Гватемалы. Я тогда докладывал о стратегии подготовки к Играм в Сочи. В рамках этой стратегии у нас был заложен медальный план на 14 золотых медалей. Тогда вице-премьер правительства Александр Жуков сказал, что — да, 14 золотых медалей в 2014 году было бы здорово. Надеюсь, нашим спортсменам удастся выполнить этот план. При наличии 14 золотых медалей мы сможем реально претендовать на первое место в общекомандном зачёте.

Олимпийская деревня в тюрьме  


— Вам доводилось бывать на многих Олимпийских играх, и вам есть с чем сравнивать. В чём, на ваш взгляд, заключается уникальность Олимпиады в Сочи?   

— Когда в 2007 году я выступал в Гватемале перед своими друзьями, членами Международного олимпийского комитета (МОК), сразу после президента России, я пообещал, что мы проведём лучшие Игры в истории. Поэтому я несу определённую ответственность. Но я не просто так говорил эти слова. Я знаю, что Сочи — это очень гостеприимный город, туда всегда люди приезжали, чтобы получить удовольствие от окружающей природы, от моря, да и просто отдохнуть. Поэтому атмосфера спортивного праздника там будет особенной.

TASS_4314197.jpg  

Вячеслав Фетисов

Я помню, как я мечтал попасть на Олимпиаду, и мои первые Игры были в 1980 году в американском Лейк-Плэсиде. Но мои мечты сильно разошлись с реальностью. Наша олимпийская деревня после окончания соревнований должна была превратиться в тюрьму. Мы спали на двухэтажных нарах в комнате без окон. Вокруг зданий стояли вышки с автоматчиками, а по ночам нам не давал спокойно спать постоянный лай собак. Да и стадион, на котором мы играли, был даже по тем временам далеко не самым современным. 

В Сочи же фактически всё построено с нуля, самые современные стадионы, удобная инфраструктура — всё это, уверен, позволит нам создать новый стандарт проведения Олимпийских игр. 

— Вот как раз по поводу целесообразности затрат на строительство современных объектов, на инфраструктуру ходит очень много разговоров. Насколько они оправданны?  

— Мне тут представители австрийской прессы задавали подобный вопрос. Мол, активисты Greenpeace в Европе говорят, что мы много денег потратили. Ну а чего же они до Олимпиады не обращали внимания на то, что раньше в Сочи вообще никаких очистных сооружений не было и все нечистоты сбрасывались прямо в море, но никто об этом даже не думал. Сейчас появились современные очистные сооружения, появилась достойная транспортная инфраструктура, железная дорога. Я уж не говорю про спортивные объекты. Всё это останется в наследство городу, лицо которого за последнее время серьёзно изменилось в лучшую сторону.   

Конечно, деньги были потрачены большие, но сейчас весь мир будет следить за Сочи. Лучшую рекламу сложно придумать. После Олимпиады многие захотят сюда приехать, поэтому деньги, конечно, будут возвращаться. Другой вопрос — всё ли было правильно потрачено, но, я думаю, люди должны будут отчитаться за эти расходы, ну а соответствующие органы всё это проверят.  

— А помимо спортивных объектов и инфраструктуры что останется нам в наследство после Игр в Сочи?  

— В России останется колоссальный интерес и желание молодых людей заниматься спортом. Это, пожалуй, самое ценное наследство. В свою очередь государству нужно будет создать необходимые условия для молодёжи. Надо поддерживать детских тренеров, учителей физкультуры, развивать детский, студенческий спорт. Всё это должно стать одним из приоритетов в государственной политике на ближайшие годы.   

— Ещё одним из самых болезненных вопросов для западных СМИ стал закон о запрете гей-пропаганды среди несовершеннолетних. 

— У нас в прошлом году проходили такие масштабные соревнования, как Универсиада и чемпионат мира по лёгкой атлетике. Я думаю, приезжали люди разной ориентации, и ни с кем никаких проблем не было. Этот закон запрещает пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних, но он не несёт в себе никакой дискриминации. 

— А доводилось ли вам сталкиваться с людьми нетрадиционной сексуальной ориентации в тех командах, в которых вам довелось поработать?   

— Нет. На протяжении всей моей спортивной карьеры мне ни с чем подобным сталкиваться не приходилось. 

 

Отказал Голливуду  


— Предлагаю нам сменить тему разговора и поговорить о кино. Насколько я знаю, сейчас идёт подготовка к съёмкам полнометражного фильма о вашей жизни. Кому в голову пришла эта идея?

— Сама идея появилась, когда я ещё играл в Америке. Голливуд хотел купить мою жизненную историю, но я тогда отказался. Ну а потом, уже в России, мой близкий друг Алексей Пиманов проявил инициативу и сказал, что будет искать возможность снять это кино. Но надо понимать, что это большая ответственность и для Алексея, и для меня. В итоге мы договорились, что если получится создать историю, когда пацан родился в бараке, а потом добился всемирного признания, то это поможет молодым ребятам поверить в себя.

— Принимаете ли вы какое-то участие в создании сценария?  

— Ну это творческий процесс, за который отвечает Алексей, я в этом не очень разбираюсь. Мне важно, чтобы в фильме были реальные факты из моей биографии, вот тут я действительно помогаю. 

— А будете ли вы участвовать в выборе актёра, который сыграет в картине роль Вячеслава Фетисова?  

— [Смеётся] Ну, это у Алексея сейчас самая большая проблема. Ему предстоит сделать выбор, и я не планирую принимать в этом какое-то участие. У него настолько большой опыт в этом деле, он уже столько персонажей экранизировал… Я ему полностью доверяю в этом вопросе. 

— Я знаю, что помимо полнометражного фильма о своей жизни вы имеете отношение и к сериалу о хоккее «Молодёжка». Какое участие вы принимали в создании этого сериала? 

— Мне довелось поучаствовать в зарождении этой идеи. Потом я рассказал о ней Фёдору Бондарчуку, и он загорелся ей. Потом ребята написали сценарий, и по-моему, неплохо в итоге всё получилось. Мне довелось даже сняться в нескольких эпизодах.

Сталлоне — отличный мужик


— Ну и в конце нашей беседы хотелось бы провести небольшой блиц-опрос. Какой из действующих хоккеистов вам нравится больше всего?  

— Мне кажется, лучший сейчас среди россиян — Женя Малкин. Самый харизматичный — Саша Овечкин. Не могу не выделить Пашу Дацюка, Илью Ковальчука, Лёшу Морозова.

— Кто займёт первое место на Олимпиаде в общекомандном зачёте?  

— Это вопрос к Мутко.  

— Какой у вас самый любимый вид спорта помимо хоккея?

— Биатлон. 

— Какие Олимпийские игры вам запомнились больше всего?

— 1988 год, Калгари.  

— Чем?  

— Это были мои первые Игры, когда чувствовалось единение всех спортсменов. До этого олимпийская деревня делилась на Восток и на Запад.   

— Что вам ближе — хоккей или политика?  

— Политика — это моя работа, а хоккей — это моя жизнь.  

— Кто из российских или зарубежных актёров вам больше всего нравится?  

— Про российских говорить не буду, у меня среди них много друзей [смеётся].  

— А среди зарубежных?  

— Я тут недавно познакомился с Сильвестром Сталлоне, и он мне очень понравился. Тут как раз тот самый контраст, когда человек вроде бы играет простецкие роли, а в жизни он мне показался очень глубоким человеком. Отличный мужик. 

comments powered by HyperComments