Если сказать нечего, говори о нравственности

Если сказать нечего, говори о нравственности
Почему-то все насущные разговоры сводятся к «воспитанию молодежи»

В очередной раз разразилась нешуточная дискуссия о нравственности — на этот раз поводом послужила новая лента Павла Лунгина «Братство» о последнем этапе афганской кампании. Против кинопремьеры накануне Дня Победы выступил ветеран ФСБ сенатор Игорь Морозов, возмутившийся тем, что в фильме показано «аморальное» поведение советских солдат и офицеров — на нем-де нельзя воспитывать у молодежи чувство патриотизма...

Генералы во главе с экс-командующим 40-й армией и экс-губернатором Московской области Борисом Громовым требуют не спешить с выдачей картине прокатного удостоверения — поберечь неокрепшие сердца и души нашей молодежи. Им пошли навстречу: премьера сдвинута на «после праздника». Вспомним, кстати, что под тем же предлогом (в связи с приближением очередной годовщины Сталинградской битвы) сдвигали, а потом и вовсе отменили в России прокат фильма-памфлета Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина»...

Как же много радетелей нравственности в нашей стране, как много заботы о неокрепших молодых душах! И как мало ответственных за то, что происходит под самым носом у этих самых радетелей. Сенаторы, сидящие в одной компании с коллегами-ворами, с коллегами, обвиняемыми в убийствах. Главы регионов, чьи соратники ухитряются вывести за рубежи родины миллиарды государственных рублей...

Всякий раз, когда возникает такая дискуссия о нравственности и воспитании подрастающего поколения, мне хочется спросить ее участников: а что они думают о происходящем в России здесь и сейчас? Например, о губительной экономической политике, ведущей страну к технологической отсталости и деградации, о пенсионной реформе, снижении доходов населения. Но тут — молчок.

Наверное, сетовать по поводу фильма куда легче, чем вдуматься и обсудить цифры, которые вполне буднично привела недавно на расширенном заседании коллеги Министерства труда и социальной защиты вице-премьер Татьяна Голикова. По ее словам, смертность за прошлый год выросла в 32 регионах России и составила в среднем 12,4 человека на тысячу. Это, подчеркну, один из самых высоких показателей среди стран бывшего СССР. Рост смертности затронул прежде всего исконно русские области: Псковскую, Тверскую, Ивановскую, Орловскую, Тульскую и Новгородскую. Другая проходная новость от Голиковой заключается в том, что убыль населения фиксируется в 64 из 85 субъектов федерации. Самый высокий показатель в Московской, Саратовской, Тульской, Воронежской областях. Хотя есть и регионы, где население растет. Наибольший прирост — в Чечне и Дагестане.

Так вот, эти факты не вызвали ни бурной, ни вялой дискуссии ни в правительстве, ни в парламенте, ни в Кремле. Радетели нравственности не рвали на себе рубахи, не звали к ответу исполнительную власть, не требовали отставки Кабинета министров. Не создана парламентская комиссия по расследованию причин такого положения дел. Я уж не говорю про наказание виновных. Хотя они есть. Ведь именно в этих областях люди протестовали против закрытия роддомов и больниц, здесь высокий уровень безработицы, а работающие получают зарплату, на которую трудно прожить и тем более содержать семью. Впрочем, это сегодня проблемы всей России.

Спроси любого нормального экономиста — и он с ходу назовет главные российские болячки и подскажет пути решения. Как выйти из затянувшегося кризиса, где лекарства для лечения социальных язв? Но вместо разговора о главном, затрагивающем жизненные интересы миллионов россиян, мы слышим мантры про патриотическое воспитание. А еще заявления о готовности оказать помощь другим странам и народам, противостоящим гегемонистской политике Запада.

Кстати, под те же песни начиналась афганская эпопея. А чем она закончилась, помнят не только генералы, но и вся страна под названием СССР — правда, уже бывшая.

А в это время

Стокгольмский синдром

Вот вам еще один способ отъема денег у населения. На этой неделе презентован проект НТИ «Автонет» по введению платы «за проезд перекрестка или участка дороги в определенные часы». В качестве наглядного примера нам предъявили стокгольмский эксперимент, где в 2006 году поставили лазерные радары с камерами и стали брать плату за въезд в исторический центр. Самые прижимистые шведы пересели на общественный транспорт, пробок стало меньше на 22%, содержание углекислого газа сократилось на 14%. В качестве опытной площадки для эксперимента в России названы Липецк, Нижний Новгород и Казань, но, конечно же, в голове держат Москву, чего уж мелочиться.

Идея прожила всего сутки. Дотошные эксперты покопались в истории и обнаружили, что в шведской столице, прежде чем вводить плату, потратили полмиллиарда долларов на развитие общественного транспорта, который и так был одним из самых комфортных и быстрых в мире. И потом: легко повесить радары на шести мостах, ведущих в центр Стокгольма, а где их втыкать на извилистых улочках Нижнего или, не дай бог, Москвы?..

Здравомыслящие автомобилисты решили, что это просто очередная неуклюжая попытка залезть в их карман. И, полагаю, они правы. Хотя у Стокгольма нам есть чему поучиться. Там чиновники мэрии, прежде чем проводить эксперимент, встречались с горожанами, объясняли, что к чему, а потом провели референдум. По итогам которого и стали брать плату с въезжающих в центр. Кстати, больше других пострадали министры и депутаты, которые платят за въезд из своего кармана. Так у шведов принято.

comments powered by HyperComments