США и ЕС прибрали к рукам украинский холдинг Burisma

США и ЕС прибрали к рукам украинский холдинг Burisma

Сын вице-президента США Джо Байдена и бывший президент Польши управляют украинской газовой компанией Burisma — крупнейшим из частных газодобывающих предприятий Украины. Чем это может обернуться, рассказывает эксперт российского Фонда национальной энергетической безопасности


Список известных политиков в руководстве украинского нефтегазового холдинга Burisma пополнился сразу двумя громкими именами. Накануне СМИ сообщили о том, что в совет директоров компании вошёл сын американского вице-президента Джозефа Байдена — Роберт Хантер Байден, а сегодня выяснилось, что кипрским офшорным гигантом Brociti Investments Limited, которому и принадлежит Burisma, в числе других директоров управляет бывший президент Польши Александр Квасьневский.

Интересно, что именно Александр Квасьневский являлся ключевой фигурой в деятельности Евросоюза по склонению Украины к ассоциации. Пока Виктор Янукович находился у власти, Квасьневский 27 раз прилетал в Киев, параллельно предпринимая попытки освободить главного политического оппонента президента Украины — Юлию Тимошенко.

Роберт Хантер Байден — менее заметное лицо. Журналисты обратились к представителю Белого дома Джею Карни с вопросом: каким образом произошло так, что сын ближайшего соратника Барака Обамы оказался в самой гуще событий на Украине, и сразу же в руководстве газового предприятия, но Карни лишь отметил, что работа Хантера Байдена в Burisma не имеет отношения к деятельности администрации США.

«Хантер Байден, как и все члены семьи вице-президента, является частным лицом. И то, где он работает, не означает какой-либо поддержки администрации, президента или вице-президента», — сказал Джей Карни, опровергая заключения о том, что США теперь могут влиять на распределение украинского газа.

Сам Байден прокомментировал своё назначение следующим образом: «Послужной список Burisma Holdings в области инноваций и лидирующие позиции в сфере добычи газа могут стать мощным драйвером роста экономики Украины. В качестве нового члена совета директоров я верю, что моя помощь по вопросам прозрачности, корпоративного управления и международного развития может принести пользу экономике и народу Украины».

Что представляет собой Burisma и почему в управлении именно этой компанией так заинтересованы люди, близкие к руководству США и ЕС, рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Ushkov.jpg

«Холдинг Burisma — это одна из частных компаний нефтегазового сектора Украины. Она небольшая по добыче, потому что среди украинских добычных компаний фактически нет какого-то большого лидера. В основном добычу ведёт «Нафтогаз Украины» — это государственная компания, а Burisma — частная. Она добывает порядка 650 миллионов кубометров газа в год. Это небольшие объёмы. Для сравнения, Украина потребляет порядка 51 миллиарда кубометров газа в год, то есть объёмы Burisma довольно маленькие. А собственная добыча Украины — порядка 21 миллиарда кубических метра. То есть даже по сравнению с собственной добычей газа Украины, 650 миллионов — это совершенно незначительные объёмы. Но здесь важен тот факт, что Burisma может развиваться в дальнейшем и в частности может стать неким проводником государственной политики. Мы видим, что на Украине частные компании зачастую получают большие преференции, и прежде всего это связано с импортом газа на Украину. И не исключено, что Burisma станет каким-то эксклюзивным импортёром газа в Европу. Теперь она европейская западноориентированная компания, так что очень может быть, что она получит какой-то особый статус.

Несмотря на то, что она добывает сравнительно малые объёмы, при этом среди независимых, частных компаний — она крупнейшая. Больше неё добывает газа только государственная компания, а заход иностранцев в государственную компанию воспринялся бы слишком ярко. Все сразу бы обвинили действующих политиков в продаже родины и так далее. А в частную компанию — пожалуйста. Это их выбор, они могут заходить туда. Но опять же, за счёт государства эта компания может получить какие-то большие привилегии, которые приведут её к большому финансовому успеху. В частности, какое-то особое право на импорт или эксклюзивное право на экспорт газа в Европу.

О конкретной схеме развития компании сейчас, конечно, говорить ещё рано. Другое дело, что мы можем предполагать, что ставка будет делаться именно на эту компанию, потому что действующая киевская власть зачастую говорит о реформировании и структуризации «Нафтогаза Украины». И возможно, если такой сценарий будет реализован, то реструктуризация пройдёт так: отделение добычных активов «Нафтогаза» от газотранспортной системы. Газотранспортная система останется в руках у государства, а добычные активы будут приватизированы. Так в своё время у нас РАО «ЕЭС России» реформировали. И в этом случае как раз Burisma станет покупателем государственных активов и частей «Нафтогаза Украины». Я допускаю такое развитие событий, потому что над Украиной повис гигантский долг, и мне очень интересно, как они его собираются гасить. А приход иностранцев в совет директоров Burisma будет преподноситься как европейская помощь, как некие консультации по устранению энергетической зависимости Украины от России.

У Burisma есть лицензия на разработку месторождений, в том числе на юго-востоке Украины. Возможно, тот факт, что иностранцы заняли руководящие должности в Burisma, говорит о том, что Киев собирается приостановить, на их взгляд, политику, которую проводит Россия по отношению к Украине.

Компания занимается собственной добычей, она не закупает российский газ, потому что импортёром украинского газа является «Нафтогаз Украины», и с 2013 года это были компании Дмитрия Фирташа. Ещё раз хочу сказать, что Burisma не закупает российский газ, она занимается собственной добычей и тут же его продаёт на внутреннем рынке, то есть она не занимается экспортом, потому что себестоимость добычи на украинских месторождениях довольно высокая и транспортировать этот газ, к примеру — в Европу, очень дорого».

comments powered by HyperComments

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ