Новости СМИ2

Оригинальный препарат или дженерик?

Оригинальный препарат или дженерик?

Где-то все слышали, что дженерики хуже, чем «не дженерики». Но как понять, является ли какая-то таблетка дженериком или нет?


Само слово «дженерик» почему-то вызывает недоверие. Мы знаем, что дженерики — это лекарственные препараты. Где-то слышали, что дженерики хуже, чем «не дженерики». Но как понять, является ли какая-то таблетка дженериком или нет, и нужно ли это понимать вообще?

Что же такое дженерик? Допустим, некая фармкомпания разработала и запатентовала лекарственный препарат. Всё то время, пока действует патент (например, в России это срок до 25 лет), только эта компания имеет право данный препарат производить и продавать. Как только срок патентной защиты истекает, любая фармацевтическая компания, которая способна по своим технологическим возможностям выпускать такой же препарат, может получить право его производить. Но, соответственно, под другим названием.

При этом название действующего вещества, то есть международное непатентованное наименование, у всех этих препаратов будет одно и то же. Простой пример — аспирин. Само слово «аспирин» — это бренд, под которым более 100 лет назад лекарство запатентовала компания Bayer. Сегодня сотни производителей выпускают её дженерики, тот же препарат под международным непатентованным наименованием «ацетилсалициловая кислота» или под другими брендами — «Упсарин УПСА», «Алка-Зельтцер», «Тромбо АСС». Кстати, как видно из приведённых примеров, дженерики могут отличаться от оригинала лекарственной формой и выпускаться в виде обычных или шипучих таблеток, а также порошков, растворов и т.д.

Дженерики, как правило, дешевле оригинального препарата. Оно и понятно: производителю дженерика не надо тратиться на разработку препарата и технологии производства, клинические испытания и «раскрутку» (на это уходит 10—15 лет и до миллиарда долларов). При этом присутствие дженериков положительно (для потребителей) влияет на цену оригинального препарата: как только производитель перестаёт быть монополистом, он вынужден сдерживать цену на свой препарат, чтобы конкурировать с более дешёвыми дженериками.

Кроме того, покупая препарат-дженерик, вы можете быть уверены в том, что его действующее вещество уже много лет используется в мировой практике, а значит, хорошо известны его противопоказания и побочное действие.

Федот, да не тот

В чём же проблема, откуда это недоверие к дженерикам? Проблема в том, что в реальности дженерик далеко не всегда полностью эквивалентен оригинальному препарату. Говоря упрощённо, сегодня в мировой практике, чтобы доказать, что дженерик является аналогом оригинала, достаточно при помощи соответствующих исследований подтвердить, что он содержит то же действующее вещество, в той же концентрации и для того же способа введения — то есть химически работает точно так же.

При этом повлиять на эффективность препарата может многое. Например, скорость и степень всасывания вещества — его биодоступность. Или использование вспомогательных веществ: например, от того, чем покрыта таблетка дженерика, зависит, где, как и с какой скоростью будет всасываться препарат.

Наконец, по данным исследований Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), от 10 до 20% дженериков в мире не проходят проверку по контролю качества. Связано это с тем, что производители дженериков зачастую дополнительно экономят на качестве субстанции, закупая её у недобросовестных производителей из Китая, Индии, Вьетнама. И в целом производителей дженериков больше, чем инновационных фирм, контролировать их деятельность значительно сложнее.

Главное — уметь выбрать

Однако не всё так страшно. В повседневной жизни мы не задумываемся и даже не догадываемся, как часто используем дженерики. Например, дженерик лосека — омепразол, аспирина — ацетилсалициловая кислота, дифлюкана — флуконазол. И с качеством применяемых препаратов, как правило, всё в порядке.

Не стоит думать, будто качественным может быть только оригинальный брендированный препарат. На практике производитель оригинала может выпускать часть своей продукции в виде дженерика, чтобы конкурировать с другими дженериками в более дешёвом сегменте рынка (качество при этом такое же, как у препарата-оригинала). Брендированный препарат может выпускаться на стороннем производстве, по контракту с владельцем бренда.

Следовательно, дженерик — не значит плохой. Не случайно ВОЗ выступает за дженерики, так как они дешевле и, следовательно, дают возможность обеспечить лекарственной помощью большее количество людей.

Выбирайте лекарства с умом. Покупайте их в вызывающих доверие аптеках и не экономьте без особой нужды — если препарат вам незнаком, старайтесь отдавать предпочтение тем, что произведены крупными компаниями из развитых стран. Если вы ощущаете, что препарат недостаточно эффективен или вызывает у вас тошноту, аллергию и другие неприятные последствия — посоветуйтесь с врачом, возможно, вам поможет замена дженерика на другой или оригинальный препарат.

Что меняется

В 2013 году Минздравсоцразвития РФ подготовил поправки к закону «О лекарственных средствах», которые могут существенно изменить ситуацию с дженериками в России.

В настоящее время доля дженериков на российском лекарственном рынке составляет около 95%, в других развитых странах этот показатель значительно ниже. Можно насчитать несколько десятков торговых наименований, по сути, одного и того же препарата. Потребителю в таком разнообразии трудно не запутаться.

Согласно поправкам, врачи должны будут выписывать не бренд, а непатентованное международное наименование. То есть, даже если сам врач является жертвой рекламы какого-либо фармпроизводителя, воздействие этой рекламы на пациента будет существенно снижено. Кроме того, планируется ввести правила, по которым производители должны будут подтверждать терапевтическую эффективность своих препаратов.

Разумеется, это приведёт к тому, что часть дженериков, производители которых не будут готовы оплачивать дополнительные исследования, уйдут с рынка. А на те препараты, которые останутся, цены несколько вырастут. Однако это шанс, что простому потребителю выбрать качественный препарат будет проще.

comments powered by HyperComments

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ