Новости СМИ2

Морское сражение у Доггер-банки

Морское сражение у Доггер-банки

24 января 1915 года в Северном море состоялось одно из самых крупных морских сражений Первой мировой — бой у Доггер-банки. В битве участвовали 73 корабля, но только три решили её исход

Повреждённый «Лайон». Рисунок Вилли Стовера.

В самом начале Первой мировой войны кайзеровский флот несколько раз атаковал города на северном побережье Великобритании. Обстреливая порты, немцы хотели выманить корабли англичан в море и уничтожить их там.

Ущерб от таких обстрелов был незначительным, однако сам факт нападения на остров производил на британскую общественность гнетущее впечатление. Тем более что перехватить противника никак не удавалось. Газеты призывали английский флот к решительным действиям.

23 января 1915 года немецкая эскадра под командованием вице-адмирала Франца Хиппера вышла в море. В её составе насчитывалось 27 кораблей: 8 крейсеров и 19 эсминцев. Они должны были атаковать траулеры и лёгкие военно-морские силы британцев в районе Доггер-банки — огромной отмели в Северном море, примерно в сотне километров от побережья Англии.

Британцы узнали о немецких планах благодаря радиоперехвату и устроили засаду — сосредоточили в районе Доггер-банки превосходящие силы под командованием адмирала Дэвида Битти. Английская эскадра состояла из 46 кораблей: 11 крейсеров и 35 эскадренных миноносцев.

Ранним утром 24 января армада из 73 кораблей сошлась в бою у Доггер-банки. В силу обстоятельств, лишь три из них сыграли ключевую роль в этом сражении.

Крейсер «Аурора»

Aurora.jpg

Если бы не этот корабль, бой у Доггер-банки, возможно, не состоялся бы. Радаров тогда ещё не было, и невозможно было найти противника без визуального контакта. Шедшие в предрассветной мгле на пересекающихся курсах эскадры уже почти проскочили друг друга. Но судьбе было угодно так, что английский крейсер «Аурора» отстал от остальных примерно на полчаса.

В 7 часов 15 минут на «Ауроре» заметили очертания трёхтрубного корабля. Думая, что это крейсер Её Величества «Аретьюза», с «Ауроры» запросили прожектором опознавательный сигнал. В ответ грянул залп множества орудий — первый в бою у Доггер-банки. Это стрелял немецкий крейсер «Кольберг», шедший в своей эскадре слева. Расстояние между двумя кораблями в тот момент было примерно 7,5 километра.

В британцев попало несколько снарядов, которые не нанесли существенных повреждений. Ответный огонь «Ауроры» был точнее. В «Кольберг» попало два снаряда, один из них — в мостик, где находились все старшие офицеры. После этого кайзеровский крейсер предпочёл выйти из боя, резко отвернув в сторону своих кораблей.

Спустя несколько минут вице-адмиралу Хипперу было доложено об обнаружении британских кораблей. Не имея данных о количестве вражеских кораблей, он решил не рисковать и приказал дать полный ход в противоположную от противника сторону.

Но было уже поздно — британскому адмиралу Битти уже доложили о вспышках на горизонте, а вскоре, в 7:30 утра, поступило донесение от «Ауроры». Уже через пять минут английская эскадра шла на противника со скоростью 22 узла.

Увидев англичан, Хиппер предпочёл ретироваться. Благо его корабли уже шли в сторону родных берегов.

Крейсер «Блюхер»

SMS_Bluecher.jpg

В этой гонке скорость кораблей сыграла  решающую роль. В то время как адмирал Битти отдал своим кораблям приказ выдать 29 узлов, немецкая эскадра не могла идти быстрее 23 узлов. Её тормозил крейсер «Блюхер», чья скорость была самой медленной в соединении. Хиппер не стал бросать этот корабль на растерзание всей британской эскадре и приготовился к бою.

Уже в 8:15 англичане нагнали немцев и приготовились встать на параллельные курсы. Расстояние между эскадрами было чуть больше 8 километров.

Первые выстрелы сделал флагман Битти — крейсер «Лайон». Его целью стал «Блюхер», плетущийся в конце немецкого строя. Медлительность этого корабля стоила ему очень дорого: находясь в хвосте колонны, «Блюхер» стал основной мишенью британских кораблей.

К 10 часам утра он уже получил множество попаданий. А в 10:30 всё было кончено — снаряд с крейсера «Принцесс Ройал» попал в ахиллесову пяту немецкого крейсера — длинный проход под бронированной палубой, по которому подавались боеприпасы в боковые башни «Блюхера». Там было несколько десятков зарядов — они взорвались. Все находящиеся в боковых башнях мгновенно погибли. Корабль потерял управление, артиллерийский огонь смолк, а скорость упала до 17 узлов.

Вскоре британцы нагнали «Блюхера», два крейсера сосредоточили на нём огонь. В итоге кайзеровский корабль полностью потерял ход, а в 12:13 лёг на левый борт и пошёл ко дну на расстоянии примерно 40 миль от побережья Нидерландов. Из 1028 моряков спасти удалось только 281.

Крейсер «Лайон»

Lion-class_battlecruiser.jpg

Этот корабль служил флагманом адмирала Битти и шёл первым в британской эскадре. Все орудия кайзеровских крейсеров были нацелены именно на этот корабль, так как немцы видели его лучше остальных. Фактически, для немцев сражение у Доггер-банки — это бой с «Лайоном».

За время боя британский флагман получил 16 попаданий снарядов крупного калибра, выпущенных немецкими крейсерами. У «Лайона» были повреждены турбины, затоплена орудийная башня. В 11:06 крейсер вышел из строя, имея крен около 10 градусов. Один член экипажа был убит, 20 — ранены.

Адмирал Битти был вынужден перенести свой флаг. Сперва он пересел на эсминец «Эттек», а потом поднялся на борт «Принцесс Ройал».

После боя у Доггер-банки было подсчитано, что «Лайон» выпустил по кайзеровским кораблям  343 бронебойных снаряда. Только четыре из них попали в цель: два достались крейсеру «Зейдлиц» и по одному — «Блюхеру» и «Дерфлингеру». Дело в том, что под огнём немцев британскому кораблю приходилось идти «змейкой», часто меняя курс, что сказалось на точности английских канониров.

comments powered by HyperComments

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ