Строго ограниченный нацизм

Строго ограниченный нацизм

В России введена уголовная ответственность за отрицание преступлений нацистов, установленных Нюрнбергским процессом. Однако работу депутатов Госдумы уже раскритиковали в Совете Федерации. Сенаторы предложили свой антинацистский законопроект

Фото: РИА / Руслан Алибеков
| Игорь Самусевич

«Российская газета» опубликовала текст подписанного Владимиром Путиным Федерального закона № 128-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», суть которого — в установлении уголовной ответственности за оправдание нацизма, осквернение памятных дат, связанных с защитой Отечества, и символов воинской славы России.

Вчитаемся в текст нового закона. Лишение свободы на срок до 5 лет, принудительные работы и штрафы до 500 тысяч рублей отныне грозят лицам и организациям, допустившим публичное отрицание фактов преступлений нацистов и других событий, установленных Международным военным трибуналом (следует понимать — Нюрнбергский процесс. — Ред.). Ответственность установлена также за распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны. В этом вся суть пакета изменений.

Необходимость наказания за реабилитацию нацизма обсуждалась в Госдуме с 2009 года. Организации ветеранов ВОВ активно поддерживали инициативу вице-спикера парламента Сергея Железняка, а затем главы думского комитета по безопасности Ирины Яровой, взявшейся уточнить редакцию законопроекта. Однако несколько лет работы законодателей не привели к созданию исчерпывающего закона, отмечают журналисты. Закон не содержит определения нацизма как явления, а расплывчатость формулировок такова, что разглядеть оправдание нацизма в публичных выступлениях будет несложно.

«Бандеровцы были хуже фашистов», — цитирует главу комитета Госдумы по образованию Вячеслава Никонова «МК». «Нет ли тут реабилитации фашистов по сравнению со сторонниками Бандеры?» — задаётся вопросом «Московский комсомолец».

Вслед за журналистами закон раскритиковали в Совете Федерации. «Главное, чтобы закон Яровой не стал мёртвой нормой — либо неработающей, либо создающей скандальную практику», — сказал зампред конституционного комитета Совфеда Константин Добрынин. С внедрением норм, очевидно, возникнут трудности, и текст закона в любом случае придётся править, дал прогноз сенатор.

Надо отметить, критика Совета Федерации оказалась конструктивной. 22 апреля, за день до того, как проект Ирины Яровой был вынесен на второе и третье чтения, Константин Добрынин и глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас внесли в Госдуму свой антинацистский проект.

Закону о запрете реабилитации нацизма, который подписал Путин, очевидно, не хватает теоретической основы. Проект группы сенаторов, представленный Добрыниным и Клишасом, призван исправить этот недочёт. Помимо уголовных санкций, в документе сформулирован понятийный аппарат — даны определения нацизму, его реабилитации, нацистским преступникам, пособникам, материалам, атрибутике, чего не было в проекте Яровой. Нацизм в документе определён как «тоталитарная идеология, применявшаяся на практике гитлеровской Германией, её союзниками и сателлитами с 1933 по 1945 гг.». Под реабилитацией нацизма предложено понимать восстановление в правах нацистских преступников и их пособников, публичное оправдание нацистской практики и идеологии, её распространение, а также публичное одобрение преступлений, установленных приговором Нюрнбергского, национальных, военных и оккупационных трибуналов.

Если законопроект одобрят, в РФ будет запрещено реабилитировать нацизм публично, в том числе в Интернете и СМИ, производить, хранить, распространять нацистскую атрибутику и символику, создавать общественные организации с нацистской идеологией, а также использовать образы нацистских преступников в рекламе.

Однако, на взгляд автора статьи, сенаторы перестарались в своём благородном деле. Клишас и Добрынин предлагают создать в России новый федеральный орган и наделить его полномочиями по противодействию реабилитации нацизма. Учебные программы и госстандарты, согласно проекту, должны будут проходить антинацистскую экспертизу, а нормативные правовые акты, проектируемые и принятые органами власти всех уровней, — общественную. Не исключено, что Клишас и Добрынин уделили особое внимание юридическому качеству проекта, но насколько тщательно отдельные его нормы будут внедрены — вопрос.

comments powered by HyperComments

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ