Как не забыть про лечение

Как не забыть про лечение

Коммуникация с врачом, дневник самоконтроля, приложения для мобильных телефонов и другие методы, помогающие принимать лекарства вовремя


| Олег Кучерявенко — врач

Материал публикуется в рамках партнерства с проектом «Лекарства для жизни», посвященном повышению фармацевтической грамотности пациентов.

Сегодня есть убедительные доказательства, что лишь 50% пациентов принимают лекарства так, как предписано лечащим врачом. Отсутствие приверженности к лечению является глобальной проблемой, которая приводит к прогрессированию заболеваний, развитию осложнений, низкому качеству жизни и даже смерти многих людей.

Приверженность к лечению, или комплаенс, по определению некоторых исследователей, — это степень соответствия поведения больного рекомендациям врача. Критериями оценки служат своевременное обращение за медицинской помощью, ответственный прием лекарств, следование календарю прививок, самоконтроль астмы, гипертонии или диабета с помощью дневника, изменение образа жизни, связанное с отказом от алкоголя и табака, контрацепция, здоровое питание и многое другое. На степень приверженности к лечению могут влиять возраст, уровень образования и личностные особенности пациента. В исследовании, описывающем «модель веры в здоровье», было показано, что с возрастом увеличивается приверженность к лечению. Самый высокий уровень комплаенс демонстрируют пожилые пациенты, что может быть связано с наличием сиделок или родственников, контролирующих своевременный и правильный прием препаратов.

Степень приверженности к лечению

Уровень комплаенс определяется целым рядом факторов, объединяемых в четыре группы.

Заболевание. Хронические болезни характеризуются более низким уровнем комплаенс по сравнению с острыми заболеваниями, частые рецидивы существенно снижают уровень приверженности к лечению.

Лечение. Чем сложнее схема лечения (количество препаратов, частота приема) и выше стоимость препарата, тем ниже степень приверженности к терапии. Развитие побочных эффектов, а также высокая длительность лечения снижают уровень комплаенс.

Система оказания медицинской помощи. Авторитарная позиция врача и низкий уровень профессионализма, нетерпимость и отсутствие сострадания негативно сказываются на приверженности пациента к лечению.

Пациент. Уровень комплаенс определяется личностными и культурными особенностями человека. Пациент может отрицать болезнь или осознавать тяжесть своего состояния.

Пациенты с хроническими заболеваниями (артериальная гипертония, сахарный диабет, бронхиальная астма, ВИЧ) находятся в особой группе риска. Эффективность лечения в этих случаях напрямую зависит от соблюдения пациентом предписанного режима приема лекарственных препаратов.

Врачебный контроль

Беседа с пациентом дает врачу некоторое представление о степени приверженности к лечению, эффекте назначенного лечения, но существуют и другие методы измерения и изучения комплаенс, которые можно разделить на прямые и непрямые. К прямым относится метод непосредственного наблюдения: прием препаратов под контролем врача (такой прием используется в психиатрии) или анализ на наличие продуктов обмена лекарства или самого лекарства в крови. Непрямые методы менее точные, часто субъективные, но их удобно использовать в ежедневной практике. Так, можно контролировать уровень комплаенс с помощью специальных опросников, анкет, электронных устройств для мониторинга, подсчитывать количества таблеток в упаковке или измерять физиологические показатели (например, частоту сердечных сокращений у пациентов, принимающих бета-блокаторы, действие которых направлено на урежение сердечного ритма).

Что следует узнать у доктора, приступая к лечению

Одной из причин низкой приверженности к лечению является недостаточная коммуникация между пациентом и врачом. Часто пациент отправляется домой, не понимая тяжести собственного состояния, возможных осложнений и последствий неправильного лечения. Следует узнать у врача:

Для лечения какого заболевания было назначено данное лекарство?

Что это за лекарство и каков механизм его действия в организме?

Как следует принимать лекарство: утром или на ночь, до или после приема пищи и т. д.?

Безопасно ли принимать данный препарат с другими лекарствами?

Что делать, если пропущен (один или два раза) прием препарата?

С какими побочными эффектами можно столкнуться?

Как вести дневник приема лекарств

Повысить уровень приверженности к лечению можно самостоятельно. Наиболее эффективным способом самоконтроля является ведение дневника приема лекарств, выполнения лечебных процедур. Можно использовать электронные устройства, имеющие функцию напоминания. Существуют даже специальные приложения для телефонов и персональных компьютеров, например приложения RxmindMe и Pill Reminder на английском языке, Easy Pill и МЕД-Инфо на русском.

Дневник самоконтроля представляет собой таблицу, в которой обозначено время суток, кратность приема и название препаратов. Некоторым пациентам полезно также указывать название заболевания, для лечения которого прописано лекарство. Если пациенту предписано принимать Препарат А по 1 таблетке утром и вечером, а Препарат Б по 2 таблетки вечером, таблица будет выглядеть следующим образом (знаком плюс отмечено, что назначение выполнено).

УТРО, 9:00

ВЕЧЕР, 20:00

Препарат А

(по 1 таб.)

Принять +

Принять +

Препарат Б

(по 2 таб.)

Принять +

Рекомендуется связывать прием лекарств с привычными регулярными действиями, такими как бритье, чистка зубов или кормление домашних животных. Весьма эффективным оказывается соответствующая сортировка лекарственных препаратов в контейнеры с указанием дней недели или времени суток (утро/день/вечер), это позволяет обратить внимание на пропущенную дозу. Подобные системы позволяют принимать несколько назначенных препаратов по правильной схеме без существенных нарушений режима. Высокая приверженность к лечению влияет на структуру заболеваемости, общей и преждевременной смертности от хронических заболеваний. Будьте внимательны к своему лечению.

comments powered by HyperComments