Новости СМИ2

Эксперт: Европротокол для оформления ДТП на 400 тысяч — фикция

Эксперт: Европротокол для оформления ДТП на 400 тысяч — фикция

1 октября вступила в силу новая редакция закона об ОСАГО, лимит компенсации по которой вырастает до 400 тысяч рублей каждому участнику ДТП. Но не все положения будут действовать с первого дня. «Человек онлайн» выяснил, какие поправки и почему не будут работать на российских дорогах


| Дарья Липина

400 тысяч рублей — главная цифра этой недели для автомобилистов всей России. Именно до такой суммы повышен лимит компенсации ущерба, причинённого в ДТП. Но радоваться рано, нововведение коснётся граждан, которые оформят страховку с 1 октября 2014 года. При этом, чтобы выплаты были рассчитаны по новому тарифу, необходимо, чтобы у всех участников ДТП был новый полис ОСАГО. Можно перезаключить договор с новой даты — это разрешено.

Руководитель движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов отметил в интервью корреспонденту «Человека онлайн», что в законе есть положительные стороны:

Shkumatov.jpg«Определённо есть положительные подвижки. Если раньше вся сумма страховая делилась между всеми пострадавшими, то сейчас, если несколько пострадавших, то на каждого действует отдельная страховая сумма. Но это только для владельцев новых полисов, то есть положения заработают только через год в полной мере. При этом новый полис должен быть у каждого участника ДТП, в другом случае сумма страхового возмещения будет считаться по-старому. Есть ещё один положительный момент — снижен предел амортизации с 80% до 50%. То есть если раньше совсем старый автомобиль попадал в ДТП, то он мог практически ничего не получить, то есть 20% от суммы ущерба — сейчас это будет половина».

Помимо ОСАГО в новой редакции у водителей также появляется возможность пользоваться расширенным до 400 тысяч рублей европротоколом на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. И вот тут эксперты расходятся во мнении с авторами редакции. Повышение лимита по европротоколу они называют не более чем фикцией, ведь в действительности воспользоваться процедурой европротокола сейчас невозможно. Руководитель и юрист портала «Антистраховщик.рф», специалист по автострахованию Илья Афанасьев рассказал корреспонденту «Человека онлайн», что оформление европротокола по новым требованиям потребует огромного количества документов и в итоге участникам ДТП будет легче вызвать ГАИ:

Afanasiev.jpg«Увеличение лимита и по ОСАГО, и по европротоколу — хорошая мера. Но, к сожалению, у нас власти иногда бегут впереди паровоза, то есть сейчас до сих пор не согласованы технические вопросы, а закон уже начинает действовать. Тот факт, что оформление европротокола по новым правилам потребует огромного количества документов, конечно, подавляет. И я думаю, что в большинстве случаев водители всё-таки будут обращаться за помощью к сотрудникам ГАИ. На первоначальном этапе ждать резких изменений не стоит. Чтобы люди начали пользоваться этой возможностью, необходимо проводить разъяснительные беседы».

По новым правилам для оформления европротокола со стандартным набором документов владелец должен предоставить страховщику фотографии с места аварии, а также данные со специальных датчиков, которые фиксируют ускорение и GPS-координаты машины (оборудование нужно установить в авто заранее). Однако эта опция пока недоступна водителям: требования к терминалам-датчикам должно утвердить правительство. Минтранс соответствующий проект подготовил, но до середины ноября он будет проходить публичное обсуждение, пишет газета «Коммерсант».

А пока ни в нормативно-правовых актах, ни в самом законе не указано, что за приборы должны быть установлены в машине, чтобы снять с них показания для европротокола. Пётр Шкуматов тоже сомневается в действенности этого нововведения:

Shkumatov.jpg«Что касается европротокола, то это сложный нюанс, а по сути — фикция. Чтобы воспользоваться расширенным европротоколом, то есть не протоколом до 25 тысяч по старому полису и до 50 тысяч по полисам, выданным после 2 августа этого года, требуется предоставить данные с устройства ГЛОНАСС, установленного в машине. Что это за устройство, не прописано ни в одном нормативно-правовом акте, и в законе тоже не прописано. Просто какой-то абстрактный ГЛОНАСС. Сами страховщики говорят, что никакого европротокола на 400 тысяч рублей нет. По сути, если водитель попадает в ДТП с ущербом больше 50 тысяч рублей, он обязан вызвать гаишников, такое же правило действует, если машин, участвующих в ДТП, больше двух. Пока у большинства водителей на руках будут старые полисы — ничего не изменилось, 120 тысяч по ОСАГО и 25 тысяч по европротоколу как было, так и осталось. Прогнозировать, когда водители смогут оформлять европротоколы за 400 тысяч рублей, трудно, потому что сейчас даже нет ещё этих систем ГЛОНАСС, которые должны быть установлены в машинах. Эти приборы даже ещё не начали выпускать. И неизвестно, находятся ли они в разработке. Да и сам факт, что для оформления европротокола требуется в обязательном порядке установить следящее устройство в автомобиль, тоже вызывает вопросы. Прибор не только будет выдавать необходимые сведения, но и будет оснащён микрофоном, который может быть включён дистанционно каким-нибудь оператором».

Несмотря на разрекламированную новую редакцию ОСАГО и долгожданное увеличение лимита компенсаций, автолюбителям всё же стоит быть внимательнее. Пока всё остаётся по-прежнему. Автостраховщики советуют оформлять по европротоколу только самый мелкий, незначительный ущерб. Все правила такого протокола, которые действовали раньше, действуют и сейчас: то есть если водитель оценил ущерб в 50 тысяч, а страховая компания насчитала сумму в 51 тысячу, то он ничего не получит, так как документы оформлены неправильно. Для расчёта компенсаций по новому тарифу необходимо перезаключить договор после 1 октября 2014 года.

comments powered by HyperComments