Новости СМИ2

Рак лечат по-новому

Рак лечат по-новому

В этой клинике не пахнет больницей: нет привычного запаха хлорки, медикаментов и человеческих страданий


| Ирина Терешкова

В палатах, больше похожих на номера хорошего отеля, и в коридорах — чисто и уютно, витает приятный аромат кофе. Однако главное — вовсе не умело созданный комфорт, здесь дарят надежду людям, которые услышали страшный диагноз — «рак».

Roitberg.jpg«Мы не хотели ничего изобретать. Мы просто взяли и полностью повторили все стандарты и лучшие мировые достижения в области технологий диагностики и лечения злокачественных опухолей. Тем самым мы создали центр, ничем не отличающийся по качеству от ведущих лечебных учреждений мира. С одной стороны, это сделать было очень просто, с другой — невероятно сложно», рассказал президент ОАО «Медицина», доктор медицинских наук, академик РАН Григорий Ефимович Ройтберг.

«Продолжительность жизни онкологического больного в России в среднем составляет 4 года. В Германии эти люди живут 14 лет. Вот, собственно, за эти 10 лет мы в нашей клинике и пытаемся побороться», — сказала главный врач стационара клиники ОАО «Медицина», кандидат медицинских наук, доцент Наталья Владимировна Кондратова.

Луч, дарящий надежду 

Uskoritel.jpg

Новейшие технологии — это, прежде всего, лучевая терапия. Она преследует те же цели, что и хирургическая операция, только опухоль удаляется не скальпелем, а уничтожается с помощью ионизирующего излучения. Лучи подводятся к опухоли с разных сторон. Благодаря их действию в злокачественных клетках развивается большое количество мутаций, и они погибают. При этом здоровые клетки более устойчивы к излучению. При некоторых заболеваниях лучевая терапия дополняет операцию и химиотерапию, в каких-то случаях используется как самостоятельное лечение: например, при лимфогранулематозе помогает полностью излечиться.

voskanyan.jpg«Несмотря на то, что лучевая терапия — метод более безопасный, чем хирургическое вмешательство, статистика такова: в России её получают всего лишь 13% пациентов, а в США, например, — более 70%», — заявил главный врач 3-го клинического отделения ОАО «Медицина», доктор медицинских наук, профессор Юрий Эдуардович Восканян.

Почему так происходит? Принцип действия лучевых установок, которые есть в распоряжении отечественных медиков, прост. Чтобы лучи проникли к опухоли, они должны пройти через живые ткани, соответственно, лёгкое, сердце, кожа или другие органы могут быть повреждены. Поэтому нельзя сразу дать необходимую радикальную дозу, лечение затягивается. А очень часто бывает так, что медлить при раке нельзя. Кроме того, сколько бы ни подводили маленькую дозу, окружающие ткани всё равно будут повреждаться. Поэтому такое лечение считается некомфортным и используется с большой осторожностью. Часто, когда у пациента уже последняя стадия рака и операция бессильна, хирурги отправляют его на лучевую терапию.

Однако медицина не стоит на месте. В последние годы произошла буквально революция в лучевой хирургии, это направление уже стало наступать на пятки хирургам, считают специалисты.

У линейного ускорителя производства США, как бы громко это ни звучало, удивительные возможности для облучения опухолей.

«Эта машина сегодня не имеет аналогов по скорости, точности. Достаточно сказать, что вероятность отклонения луча от границы опухоли в трёхмерном пространстве не превышает 0,75 миллиметра. Облучение происходит в трёхмерном режиме, строго по границам опухоли. В отличие от своих предшественников, этот прибор позволяет распределить энергию облучения в тканях: максимальная концентрируется в центре, минимальная — на периферии. Благодаря этому удаётся практически исключить попадание лучей в окружающие ткани», — рассказал Юрий Восканян.

Кроме того, при движении опухоли вместе с дыханием пучок следует вместе за ним строго по границам опухоли. Сам сеанс облучения занимает не больше двух минут. Это очень важно, потому что человек не может более трёх минут лежать неподвижно: он начинает по-другому дышать, в результате происходит смещение тела, расслабляются мышцы, появляются непроизвольные движения. При облучении на True Beam этого удаётся избежать.

True Beam — единственный в мире лучевой ускоритель, который позволяет уничтожить опухоль за один сеанс облучения, благодаря своей высокой точности и скорости.

В течение этого сеанса в опухоль подводится доза высокой мощности, которая в два раза превышает стандартную. В результате этого происходят повреждения опухолевой ткани по типу инфаркта. Через шесть месяцев на месте злокачественного новообразования остаётся лишь рубцовая ткань.

Как это происходит? Пациент приходит утром в клинику с диагнозом «периферический рак лёгкого». В течение нескольких часов для него готовится специальный план лечения. В 13 часов он ложится на стол, для получения сеанса дозой высокой мощности. Через 30—40 минут пациент покидает клинику. Опухоль уничтожена — при этом отсутствует даже минимальный дискомфорт!

Кому показано лечение на линейном ускорителе True Beam

Лучевая терапия на линейном ускорителе True Beam позволяет уничтожить опухоли и их метастазы практически любых локализаций. Оптимальными являются размеры, не превышающие 2—3 см, но в ряде случаев возможным является облучение очагов с большими размерами — до 5 см.

Если не удаётся провести облучение с высокой дозой мощности, то применяют технологию многократного подведения лучей.

Сегодня 50% пациентов клиники «Медицина» получают лечение высокой мощности (число сеансов от 1 до 5). Это больные с раком лёгких, метастазами любых локализаций, раком предстательной железы.

Инновации в лечении рака простаты и рака молочной железы

С диагностикой двух других наиболее распространённых видов рака всё обстоит гораздо лучше. Поэтому и таким пациентам есть что предложить.

«В 95% случаев лечение на True Beam в комбинации с органосохраняющей хирургией и химиотерапией позволяет сохранить молочную железу при ранней 1-2 стадии, которая и после всего комплекса лечения вместе с лучевой терапией выглядит как после удаления небольшой фиброаденомы. Такие технологии сегодня есть в Германии и США, с их помощью излечиваются более 90% больных. В России, к сожалению, 98—99% пациенток с этой стадией переносят радикальную мастэктомию (удаление молочной железы). Лучевая терапия при лечении рака предстательной железы позволяет не только избавить пациента от опухоли, но и сохранить сосудисто-нервный пучок, а следовательно, и половую функцию, что очень важно для мужчины. В случае хирургической операции, даже с применением роботизированной техники, сосуды обычно повреждаются в 30—70% случаев», — рассказал главный врач 3-го клинического отделения ОАО «Медицина» Юрий Эдуардович Восканян.

Химиотерапия, оставляющая волосы 

shlem.jpg

Отделений химиотерапии, подобных тому, что есть в клинике «Медицина», в России пока нет. Его цель — работать по лучшим мировым стандартам качества, не стремясь к инновациям как к таковым, просто качественно делать свою работу и добиваться успеха. Что значит успех? Это увеличение продолжительности жизни онкологического пациента после постановки диагноза с 4 до 14 лет, как за границей.

Как этого добиваются? Решение о тактике лечения онкологического пациента принимается коллегиально на консилиуме химиотерапевта, лучевого терапевта и хирурга. Успех лечения всегда многокомпонентный: первое — это решение врача и определение тактики лечения, второе, не менее важное звено, — это правильное приготовление цитостатика — химиотерапевтического препарата. Этим занимается фармацевт. Третий этап — сестринский. Для того чтобы медицинские сёстры точно знали, как выглядит препарат, какие могут быть особенности при его введении, здесь регулярно проводят обучение медсестёр. И сёстры, и фармацевт проходили стажировку в Германии.

Специалисты клиники «Медицина» позаботились о том, чтобы минимизировать также негативные последствия лечения: специальные шлемы терапевтической гипотермии позволяют предотвратить потерю волос в результате побочного эффекта цитостатиков. Почему у людей, получающих химиотерапию, начинают выпадать волосы? Всё дело в том, что цитостатик, то есть лекарство, подавляющее деление клеток, попадает в том числе и к волосяным фолликулам, клетки погибают, и шевелюра редеет буквально на глазах.

В отделении химиотерапии, которое разработано совместно с немецкими коллегами, сохранить волосы помогают с помощью новейшей разработки — специального шлема. Идея проста: шлем охлаждается, его надевают на голову пациента до начала лечения, это приводит к тому, что кровеносные сосуды резко сужаются и лекарство накапливается там, где нужно, а в кожу головы проникает в минимальном количестве. Использование шлема во время химиотерапии позволяет сохранить до 80% волос.

Особое внимание было уделено дизайну нового отделения: специальные картины, украшающие его, были подобраны совместно с кандидатом медицинских наук, доцентом кафедры неврологии и нейрохирургии лечебного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова, специалистом по цветотерапии Марией Гусевой.

Неожиданно и то, что для приёма «химии» здесь не нужно ложиться в стационар. Пациенты приходят на процедуру утром и уходят вечером.

Kondratova.jpg«Это новая концепция для нашей страны, где считают, что если уж пациент болен раком и получает химиотерапию — то это такой тяжело больной человек, который должен, как минимум, лежать в стационаре несколько дней. Мы пытаемся сделать так, чтобы люди, которые приходят на химиотерапию, чувствовали себя не больными, а выздоравливающими пациентами. Мы пытаемся создать для этого максимально комфортные условия», — заявила главный врач стационара клиники ОАО «Медицина», кандидат медицинских наук, доцент Наталья Владимировна Кондратова.

Новые возможности ИТ-инфраструктуры

Все палаты клиники оснащены системами дистанционного управления по принципу «умного дома»: не вставая с кровати, можно раздвинуть шторы, переключить кондиционер или заказать обед. Телевизор со 100 каналами цифрового ТВ обеспечивает и доступ в Интернет, его также можно использовать и в качестве компьютера для просмотра фильмов, общения по Skype или онлайн-игр. Так пациентов стараются отвлечь от грустных мыслей. «Умные» операционные позволяют контролировать работу всех инженерных систем, например, подачу медицинского газа или электричества во время проведения операции. В случае внештатных ситуаций бригада будет оперативно оповещена. Все операции записываются на видео: трансляция идёт с камер общего вида, эндоскопов, операционного поля и кардиомониторов. Благодаря этому хирурги в случае необходимости могут просмотреть запись детально, не упустив ни одной секунды. А пациентам такое видео очень пригодится в случае повторной операции, чтобы медики смогли получить полное представление о прогрессировании болезни.

Онкологический центр Sofia вошёл в состав многопрофильной частной клиники «Медицина» — единственной в нашей стране, аккредитованной по международной системе стандартов JCI. Здесь под одной крышей находятся поликлиника, диагностический центр, стационар и круглосуточная скорая медицинская помощь. Развивать онкологическое отделение решили не случайно.

«В ближайшие 5 лет количество онкологических больных вырастет на 25%. Это не заболеваемость вырастет, нет. Это мы стали чуть дольше жить. Это хорошо, и к этому нужно быть готовыми», — заявил президент ОАО «Медицина», доктор медицинских наук, академик РАН Григорий Ефимович Ройтберг.

Бочка дёгтя…

«Пятизвёздочное» лечение, к сожалению, доступно не всем. Например, один лишь день пребывания в стационаре обойдётся как сутки отдыха в хорошем отеле. Прибавьте сюда расценки за приём врача, дорогостоящие процедуры, лекарства. По словам президента клиники Григория Ройтберга, прейскурант на лечение в онкоцентре Sofia клиники «Медицина» практически не отличается от ценника на подобные услуги в Израиле. Разве что за перелёт, гостиницу и услуги переводчика платить не придётся. К сожалению, рак не выбирает и поражает не только обладателей тугого кошелька.

В течение прошедшего года лечение с помощью лучевой терапии получили 199 человек, 70 из них — за счёт городской казны. Будет ли государство сотрудничать и дальше, в «Медицине» не знают, госзаказа на бесплатное лечение онкологических больных пока больше нет.

«Мы не прекращаем попытки договориться с государством, однако пока ничего утешительного сказать не можем. Просим хотя бы предоставлять лекарства москвичам бесплатно — но ответ пока не можем получить.

Говорят, что с 2015 года любой россиянин сможет лечиться по полису ОМС не только в государственных клиниках, но и в частных. Лично у меня большие сомнения по поводу этого. Может быть, я слишком пессимистичен, но я в это не верю. Либо же это действительно будет, но в таком уродливом виде, что не стоит и говорить. Например, с 2013 года российские больницы перешли на одноканальное финансирование. При этом за счёт средств регионального ФОМС не оплачивается приобретение медицинского оборудования стоимостью более 100 тысяч рублей. Если это не издевательство над здравым смыслом, то что это? Сегодня нет оборудования за 3 тысячи долларов», — сетует президент ОАО «Медицина», доктор медицинских наук, академик РАН Григорий Ефимович Ройтберг.

Возможности, которые ещё несколько лет назад казались чем-то из области фантастики, сегодня уже работают в полную мощь. В дополнение к онкологическому центру Sofia в составе многопрофильной клиники «Медицина» появится и новый онкоцентр в Химках. Только до тех пор, пока в таких частных клиниках наши соотечественники не смогут лечиться бесплатно за счёт государства, доступны они будут лишь для очень ограниченной категории людей.

Реалии таковы, что лечение рака обходится очень дорого, а начинать его нужно безотлагательно, только тогда у больных появляется шанс на исцеление.

comments powered by HyperComments